Адепты секты "Аум Синрикё" распылили отравляющий газ "зарин" в токийском метро.

Религиозная секта "Аум Синрикё", полное название которой — "Религиозная корпорация Аум Синрикё" или "Учение истины Аум", была организована в июле 1987 года Тадзуо Мацумото, более известным как Сёко Асахара. Название секты в переводе с японского означает "Путь к истинной энергии познания".

Догматические положения "Аум Синрикё" основаны на личности самого Асахары, который именуется Духом истины и рассматривается как высшее божество. Вероучение основано на сочинениях самого Асахары и состоит из 20 ступеней секретных техник.

Секта Асахары была зарегистрирована как религиозное юридическое лицо в 1989 году согласно японскому закону, группа имела кандидатов на выборах в японский парламент в 1990 году.

Численность секты достигала 30 тысяч человек, из них 10 тысяч последователей в России. До запрета секты в Японии ее центр находился в Токио, штаб-квартира — в Фудзи. Также существовали филиалы в крупных городах Японии, на Цейлоне, в США, Германии и России.

На счету адептов секты несколько убийств и теракты с использованием отравляющих веществ. приверженцы "Аум Синрикё" распылили газ зарин в городе Мацумото в префектуре Нагано, жертвами стали семь человек, отравлены 600 человек.

20 марта 1995 года сектанты совершили второй теракт, практически одновременно, в 8 часов утра, применив на пяти линиях токийского метро отравляющее вещество зарин. Непосредственно в теракте 1995 года участвовали 10 человек — пять пар, состоящих из исполнителя и водителя. Основной обязанностью исполнителя было войти в вагон метро, проехать определённое количество станций, опустить пакеты с зарином на пол вагона и перед выходом проткнуть их специально заточенным концом зонта. Водители же ждали на указанной станции и должны были увезти исполнителей в безопасное место.

В результате газовой атаки погибли 13 человек (по другим данным — 12) и 6,3 тысячи получили отравление различной степени тяжести, результатом которого стали поражения опорно-двигательного аппарата, речи, зрения.

16 мая 1995 года полиция Токио арестовала Асахару и еще около 30 руководителей "Аум Синрикё" недалеко от Токио. Руководство секты сначала категорически отрицало свою причастность к терактам, но после проведенных арестов и обысков у полиции появились неопровержимые доказательства того, что Асахара лично отдавал приказы об изготовлении зарина и применении его в токийском метро.

Следствие установило, что на химическом минизаводе, принадлежащем "Аум Синрикё", было налажено производство нервно-паралитических газов. Организация также занималась разработкой бактериологического оружия, купила вертолет и пыталась приобрести танк.

Процесс по делу секты тянулся около восьми лет. Токийский окружной суд вынес смертный приговор главе секты Сёко Асахаре.

Помимо газовой атаки в токийском метро, Асахаре и примерно 30-ти его сподвижникам суд также инкриминировал использование газа на горном курорте Матсумото в июне 1994 года, ряд убийств, похищения людей, незаконное производство оружия и наркотиков.

С марта 1995 года деятельность секты запрещена во всех странах мира.

Секта "Аум Синрикё" объявила об отказе от своего гуру, находящегося в тюрьме, и сменила свое название на "Алеф" (по первой букве еврейского алфавита).

Троим руководителям секты удалось скрываться в течение 17 лет.

В ночь на 1 января 2012 года с явкой с повинной в полицию явился Макото Хирата. В июне 2012 года была арестована Наоко Кикути. Хирата приговорен к 9 годам лишения свободы, Кикути — к пяти.

В Токио был задержан Кацуя Такахаси. Он стал последним из скрывавшихся трёх руководителей, подозреваемых в особо тяжких преступлениях "Аум Синрикё". Такахаси был членом организации с момента ее основания, состоял на службе в ее так называемом отделе охраны и разведки. Он имел непосредственное отношение к подготовке и проведению газовой атаки в токийском метро в 1995 году, а также в убийствах неугодных секте людей, экспериментах с нервно-паралитическим газом VX. Процесс над Такахаси начался в январе 2015 года.

Мы взяли интервью у преподавателя МГУ, историка‐япониста Александр Раевского о феномене запрещенной в РФ организации "Аум Синрике" и событиях двадцатилетней давности

20 марта 1995 года в токийском метро произошел террористический акт с применением отравляющего газа зарин. В результате, по разным данным, погибли от 10 до 12 человек, более пяти тысяч получили отравления различной степени тяжести. Атаку организовала секта Аум Синрике, которой руководил Тидзуо Мацумото (Секо Асахара). В годовщину трагедии "360 Подмосковье" решил узнать больше о причинах и последствиях теракта. О том, почему произошел теракт, когда и как появилась секта Аум Синрике, рассказал историк-японист, преподаватель МГУ Александр Раевский.

Завтра годовщина атаки токийского метро, хотелось бы понять, как так получилось, что эта ситуация стала возможной? В Японии такого рода происшествий массовых раньше не было.

Да, никогда не был, ни до, ни после, эта ситуация почти невероятна для Японии. Там несколько есть факторов. Первый фактор – социально-экономический. Дело в том, что там был небольшой разрыв поколений, мироощущений разных поколений, потому что поколение, которое пережило войну, пережило оккупацию, очень сильно работало, работало, работало, своим детям внушало, что нужно всю жизнь продолжать работать. И вот эти вот дети на период юности, молодости которых пришелся этот теракт Синрике и как раз попали в эту секту, они понимали, что нужно работать, но не очень понимали, зачем. Им это все было не очень интересно, и традиционные японские ценности их, скажем так, не сильно волновали. Они куда-то хотели двинуться в сторону, так как современная модель общества их очень сильно не устраивала. Поэтому для них эта новая религиозная история, которая обещала им не какое-то материальное богатство, а гарантировала духовное просветление. Это так редко было в их жизни, что они на это купились. Вторая причина – религиозная. У японцев как таковой религии в стране не очень много, у них есть ритуалы, обряды либо буддистские, либо синтоистские, когда люди просто действуют в рамках традиции, но какой-то внутренней веры в высшее божество, в божественную справедливость, такого в Японии вообще никогда не было. И на этом тоже сыграл Асахара в своей религии, потому что он понял, что людям недостает стремления к чему-то прекрасному, к чему-то высокому, к чему-то божественному. Тем более нужно помнить, что это 90-е годы, люди думали, что в 2000-х придет конец света. Асахара сам по себе тоже очень талантливый пиарщик, грамотно придумал, как раскрутить свою секту. И все это сработало так, что японцы даже не поняли, как погрязли в этой жестокой, как потом оказалось, террористической секте.

Получается, что по большому счету Аум Синрике объединила в себе и религиозные начала, и какие-то моменты современные, например, использование массовых коммуникационных технологий и пиара. Можно ли сказать, что это дитя нового века? Были ли последователи?

Сект новой религии их много. Кто-то сильно отличается, кто-то не сильно, но японцы спокойнее относятся к религиям и к такого рода сектам. Тут важно то, что Аум Синрике отличалась своим подходом, она была веселым интерактивным развлечением, в котором молодые люди могли найти себе занятие по душе. Туда приходили и художники, чтобы рисовать комиксы, туда приходили биологи, чтобы что-то выращивать. Там разным людям по их специальностям давалась возможность работать. Они работали не на корпорацию, а на благо всего общества. Это потом она трансформировалась.

- Что значит Аум Синрике?

Аум – буддистское Ом, Синрике – учение об абсолютной истине.

- Что они вкладывали в это?

Наверное, имелось ввиду, что учение Асахары – это учение абсолютной истины. Когда в 1984 году появилась эта секта, она называлась по-другому, потом было название "Клуб горных волшебников Аум". Синрике появляется в 1987 году, все это стандартные иероглифы, которые во всех течениях бывают. А "абсолютная истина" значит, что Асахара говорит абсолютную истину. И даже если мы чего-то не понимаем, или мы с чем-то не согласны, как заметил один из подсудимых в зале суда, один из тех, кто протыкал пакет с зарином: "Я так был уверен, что Асахара прав, потому что он сверхчеловек немного, что, даже если мы считали, что он в чем-то ошибается, то он-то видит и прошлое, и настоящее, и будущее, поэтому его точка зрения правильная". Я думаю, что так в это все и верили.

Бывший член секты "Аум Синрике" Макото Хирата

- А не кажется это немного странным, и как получилось, что у такой прагматичной нации - такая слепая вера?

Нация, с одной стороны, прагматичная, с другой стороны, она в той же степени любит в едином порыве следовать за чем-то. Поэтому я в этом, конечно, вижу странность, потому что для Японии такая ситуация, которая сложилась, нетипична. Но тут нужно помнить, что это было движение, направленное в первую очередь на молодежь, молодежь в то время увлекалась всякими сверхъестественными вещами ближе к предполагаемому концу света, она читала мангу, потому что она любила комиксы, и тут появилась альтернатива обычной жизни, которая предлагала им яркое путешествие внутрь себя вместе с харизматичным бородатым молодым человеком. Здесь нужно личностный фактор тоже учитывать. Поэтому в увлечении Аум я вижу именно стремление японского народа увлекаться чем-либо.

Газовая атака в токийском метро

Какие принципы лежали в основе этой религии? Что это за течение и почему оно было привлекательным, если не брать в расчет социально-экономический фактор?

Асахара, когда в первый раз поехал в Индию, он там выдумал главное божество аумского пантеона – это бог Шива. Уже в этом ученые видят предупреждение, потому что Шива – это бог-разрушитель, он должен разрушить этот мир, чтобы он потом возродился в новом качестве. А дальше Асахара, по меткому выражению одного из исследователей, как покупатель с большой тележкой, брал из разных религий то, что ему нравится, то, что красиво лежит. Там были и буддистские, и индуистские истории. Потом в 1987 году ему кто-то дал Библию, после этого он написал сразу двухтомник чуть ли не "Объявляю себя Христом". Потом он взял ваджраяну, единственное из направлений буддизма, которое оправдывает убийство во имя гуру. Потому что тогда уже произошли первые убийства, это был 1989 год, и он искал, как их оправдать. Поэтому Аум Синрике – это детище мыслей, фантазий одного человека. И когда этот человек начал сходить с ума, и когда он немного обиделся на Японию, которая не объявила его единогласно божеством, поэтому он переключает Синрике к агрессивным действиям. Искать какого-то глубокого смысла, следить, как меняется религиозная концепция, смысла нет. Это все действовало в зависимости от ситуации в стране в то время и от личного восприятия Асахары.

"АУМ синрике" в России

Можно ли сказать, что атака 20 марта в токийском метро была порождением болезненного самолюбия этого человека?

Конечно. Тут просто нужно помнить, о чем не все знают, что на самом деле Аум Синрике через СССР приобрели вертолет, который поставили на свою базу рядом с горой Фудзи и хотели произвести около 300 тонн зарина и распылить его над Токио. Такой был финальный план, который должен был состояться то ли летом, то ли осенью 1995 года. И в марте, люди Асахары, которые работали в полиции, они сказали ему, что 21 числа полиция планирует рейд на убежище Аум Синрике. А там было понятно, что заводы с химическим оружием найдут. И Асахара принимает решение, что единственный способ как-то ему прославиться, чтобы люди узнали о том, что он был, - это сделать все быстро. А еще ученый, который изготовил этот состав, был не очень профессионалом, потому что профессионал в это время сидел в двух дневной медитации и поэтому не смог приготовить газ. Когда Асахаре доложили, что приготовили зарин, но он не очень чистый (всего 30%), он махнул рукой и сказал, что и так пойдет. Потому что важно было сделать хоть что-то. Поэтому судьба уберегла Японию от большой трагедии.

Последний подозреваемый по делу секты "Аум Синрике" арестован в Токио в 2012

Сохранились какие-то материалы личных бесед с Асахарой, благодаря которым можно провести анализ личности этого человека?

Говорят, что есть психическое исследование Асахары, но эти данные остались секретными, их не афишируют. С ним общались, когда его судили, там есть материалы из зала суда, вначале он вообще не отвечал на вопросы. Стоит помнить, что, когда его в мае 1995 года нашли, он был в пещере – в одной руке у него был чемодан с деньгами, в другой – автомат Калашникова. И когда ему сказали: "Пойдем", он ответил: "Вы не имеете права прикасаться к гуру". Действительно какие-то материалы существовали, но они, к сожалению, засекречены.

Действительное объяснение — даты календаря 20-22.

  • Символ гороскопа людей родившихся 20.22.95 года ›› Рыбы (с 20 февраля по 20 марта).
  • Восточный календарь, 1995 год — Синей Деревянной Свиньи.
  • Стихия астрологического символа гороскопа Рыб, рожденных 20.22.95г. ~ Вода.
  • Планета управитель людей с датой рождения в эту дату – Нептун.
  • Эта дата пришлась на 12 неделю.
  • По календарю в данном месяце марте 31 день.
  • Длительность светового дня 20 марта – 12 часов 07 минут (долгота светового дня указана – по среднеевропейской широте Москвы, Минска, Киева.).
  • Первопрестольный праздник православной пасхи ›› Двадцать третьего апреля.
  • По календарю сезон — весна.
  • По современному календарю ~ не високосный год.
  • Удачные по зодиаку цвета, для людей с датой рождения 20 марта 1995 года #› Оранжевый, Каштановый, Умеренно-бирюзовый и Очень темный зеленовато-синий.
  • Растения подходящие к сочетанию знака гороскопа Рыбы и 1995 года по китайскому календарю ››› Береза, Облепиха и Тис.
  • Камни – оберегающие талисманы, для людей с днем рождения сегодня > Гелиодор, Сардоникс, Морион.
  • Весьма удачные цифры для людей с днем рождения 20 марта 95 года Восемь .
  • Весьма удачные дни недели для людей с днем рождения 20 марта 1995 года ~› пятница и суббота.
  • Существенные черты характера, людей астрологического знака зодиак Рыбы, которые родились в это число —›› неукротимый и сладострастный.

Информация для понимания мужчин родившихся в день 20 марта.

Вам придется учить мужчин по календарю на двадцатого марта 1995 г. рождения, быть экономными и осторожными с деньгами. Им трудно разобраться в себе, но при желании, их интуиция помогает им прекрасно разбираться в других людях. Эти люди, могут быть преданными, поэтому друзья так охотно поверяют им свои сокровенные тайны. Семья будет удачный только в том случае, если парень, уже имеет постоянную работу и состоялся, как личность. Ими могут двигать привычка или сопереживание близким.
Мужчина по календарю на 20 марта 1995 года рождения, слишком восприимчив и легко поддается чужому влиянию. Дети очень любят их, потому что они, обладая богатой фантазией, постоянно что-то придумывают. Детям с ним будет очень весело. Им, нравится ни за что не отвечать.
У мужчины по календарю на двадцатого марта 1995 г. рождения, масса возможностей. Редко выходят из себя, но и такое бывает.

Какие они женщины рожденые сегодня, 20.22.1995 г., по восточному гороскопу год.

Никто не может с уверенностью сказать, какой шаг она сделает. Изящные и утонченные девушки знак гороскопа Рыбы, обожают находиться в изысканных и респектабельных обществах, где чувствуют себя как рыба в воде. Ей позволительно быть слабой и нерешительной, ведь она — женщина 20-22-1995г. рождения. Ей постоянно необходимо повторять, что она любима. У нее, много требований, бывает настроение поскандалить, как и у всех девушки, но в основном будет нежной и спокойной. Характеристика женщины Рыбы, иногда ее охватывает депрессия.
Женщина о которой можно посмотреть календарь на двадцатого марта 1995 год, полна обаяния и очарования. Она будет заботливой и покорной женой, но вот работать или быть вашим советчиком она вряд ли сможет. У нее, часто меняется настроение, и они очень сентиментальны. Ласковая и послушная супруга, хорошая мать и отличная хозяйка.
Женщина восточный символ 20.22-1995г. рождения в Китае – Синей Деревянной Свиньи, не стремится к власти и лидерству, не пытается командовать и управлять своим мужчиной. Уютная, спокойная, тихая гавань для гордого мужчины.

Когда у меня был финансовый кризис, мне помог притянуть удачу Денежный Амулет . Талисман Удачи активирует у человека энергию достатка, ГЛАВНОЕ чтобы он был настроен только на вас. Амулет который помог, я заказывала на официальном сайте .

Под знаком зодиака Рыбы, родились нашумевшие люди:

Синди Кроуфорд, Шэрон Стоун, Чак Норрис, политик Джордж Вашингтон, ученый Николай Коперник, художник Огюст Ренуар, Юрий Гагарин, патриарх Алексий II, политик Михаил Горбачев, Артур Шопенгауэр, композитор Фредерик Шопен, художник Казимир Малевич, художник Михаил Врубель, актер Брюс Уиллис, скульптор Сандро Ботичелли, художник Микеланджело Буонаротти, ученый Альберт Эйнштейн, Генрик Ибсен, Давид Ливингстон, ученый Рудольф Дизель, Леон Шиллер, путешественник Америго Веспуччи, Морис Равель, художник Микеланджело, Герард Меркатор, Кароль Эстрейхер, музыкант Антонио Вивальди, Морарджи Десаи, Джоаккино Россини, Энрико Карузо, писатель Виктор Гюго, Георг Гендель, Фредерик Шопен.

Календарь на месяц Март 1995 года с днями недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

20 марта 1995 года в метро столицы Японии Токио в утренний час-пик адептами религиозной секты Аум Синрикё был совершен теракт с использованием отравляющего вещества зарина . Погибло 12 человек, 5 тысяч получили отравления различной степени тяжести (по другим данным 27 и 6300 человек), 1300 получили тяжелые физические увечья. Сегодня ровно 20 лет со дня этой трагедии.

Теракт осуществляли пять пар преступников из числа не самых рядовых членов секты. Эти люди были хорошо образованы и перспективны. Все они прекрасно осознавали, какое чудовищное преступление совершают, но не желали или не могли противиться воле своего духовного лидера. Сами они на всякий случай имели с собой шприц с противоядием. Пять водителей ждали с машиной у станций метро. Пятеро исполнителей принесли завернутые в газеты полиэтиленовые пакеты, наполненные ядовитой жидкостью, в вагоны, положили их на пол. В нужный момент проткнули пакеты специально заточенным концом зонта, вышли из вагонов и покинули подземку. На разных линиях было проколото по 1, по 2, и в одном вагоне - 3 литровых пакета с зарином. Между тем достаточно капли размером с булавочную головку, чтобы убить взрослого человека.

Зарин - фосфорорганическое отравляющее вещество нервно-паралитического действия, жидкость без цвета и запаха. Был изобретен в Германии до Второй Мировой войны в качестве удобрения. Но очень быстро стал использоваться как химическое оружие. С 1993 года запрещен Международной Конвенцией не только к использованию, но и к производству. Вызывает поражение при любом виде воздействия. Первые признаки поражения - сужение зрачков, затруднение дыхания, тошнота. Смертельная концентрация при дыхании в течение 1 минуты - менее 0,1 мг/л, при действии через кожу - чуть более 0,1 мг/л. Химики Аум Синрикё получили недостаточно чистый зарин, поэтому он был менее смертоносен и имел запах примесей.


Все пять террористических актов были осуществлены на трех линиях Токийской подземки, пересекающихся на станции Касумигасэки.

Линия Тиёда, поезд А725К, станции Син-Отяномидзу - Касумигасэки - Коккай-Гидзидо.
Погибло 2 человека, 231 пострадало.

Исполнитель, ехавший в первом вагоне, на станции Син-Отяномидзу проткнул один из двух пакетов и вышел. Пары зарина начали отравлять пассажиров. На станции Касумигасэки два станционных работника, пытавшиеся убрать разлившуюся жидкость, получили смертельные дозы отравляющего вещества. Пострадали так же люди, находящиеся на перроне. Пассажиры были высажены из поезда только на следующей станции Коккай-Гидзидо.

Исполнитель Икуо Хаяси - приговорен к пожизненным каторжным работам, вместо смертной казни (за сотрудничество со следствием)
Водитель Томомицу Ниими - приговорен к смертной казни через повешение


Линия Маруноути, поезд A777, станции от Отяно-Мидзу до конечной Огикубо и обратно до Син-Коэндзи)
Погиб 1 человек, 358 пострадало.

Исполнитель должен был совершить теракт во втором вагоне, но что-то спугнуло его и он пересел в третий. На станции Отяно-Мидзу он проткнул оба пакета концом зонтика и вышел. На станции Накано-Сакауэ из поезда вынесли одного умершего пассажира и второго без сознания. Пакет был унесен станционным работником. Но отравленный поезд продолжал обслуживать пассажиров до конечной станции, а потом поехал и обратно! Лишь двумя станциями позже, на Син-Коэндзи, поезд наконец сняли с маршрута.

Исполнитель Кэнъити Хиросэ - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Коити Китамура - приговорен к пожизненным каторжным работам


Линия Маруноути, поезд В701, от станции Йоцуя вся линия.
Никто не погиб, около 250 человек пострадало.

Исполнитель в пятом вагоне перед станцией Йоцуя попытался проткнуть пакеты с зарином, но сумел повредить только один, что уменьшило последствия. Однако этот же фактор привел к тому, что пары зарина распространялись медленно. Поезд доехал до конечной Икэбукуро, был осмотрен станционным работником и пущен в обратную сторону. На станции Хонго-Сантёмэ по просьбе пассажиров пакет убрали из вагона и прибрались. На конечной Синдзюку поезд без проверки был снова пущен в обратный путь, поражая новых пассажиров ядовитыми парами. И только на станции Коккам-Гидзидо в 9:27, через час сорок после разгерметизации пакета, поезд был снят с линии.

Исполнитель Масато Йокояма - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Киётака Тонодзаки - приговорен к пожизненному заключению


Линия Хибия, поезд В711Т, станции Эбису - Камиятё - Касумигасэки
Погиб 1 человек, 532 пострадало.

Исполнитель в первом вагоне проткнул оба пакета, отъехав с Нака-Мэгуро и на Эбису вышел. У Роппонги пассажиры почувствовали дискомфорт, на станции Камиятё началась паника. Люди падали, задыхались, пытались открыть окна, теряли сознание. Их выносили на платформу и вызывали «скорую». Высадив только пассажиров первого вагона, поезд поехал дальше. Но в Токио из вагона в вагон есть проход, зарин продолжал распространяться. Только на Касумигасэки состав был снят с линии.

Исполнитель Тору Тойода - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Кацуя Такахаси - арестован в 2012 году, под следствием


Линия Хибия, поезд A720S (и следующие за ним А621Т, А785К, A666S, A738S ), станции Акихабара - Кодэмма, Нингётё, Каябатё, Хаттёбори, Цукидзи.
Погибло 8 человек, 2475 пострадало.

Исполнитель сел в третий вагон, у станции Акихабара многократно проткнул три имевшихся у него пакета с зарином и покинул поезд. К следующей станции пассажиры почувствовали серьезное недомогание, на станции Кодэмма один из пассажиров пнул ногой пакет, выкинув его на платформу. Пары зарина тут же заполнили станцию, убив там четырех человек и многих искалечив. Поезд, в котором умирали пассажиры, распространял смертельный яд так же на следующие за ним поезда в тоннелях и на станциях Нингётё, Каябатё и Хаттёбори, мимо которых проезжал. Только на Цукидзи началась эвакуация людей из поезда и с платформы. Через 20 минут был дан приказ об эвакуации со всех станций линии. Но число пораженных зарином на этом направлении оказалось беспрецедентно.

Исполнитель Ясуо Хаяси - приговорен к смертной казни через повешение
Водитель Сигэо Сугимото - приговорен к смертной казни через повешение


Схема линий и станций зариновой атаки в Токийском метро.
Для просмотра в большом размере кликайте на изображение.

Япония тех лет считалась тихой страной, в которой ничего запредельно страшного или преступного не происходило. Несмотря на то, что в июне 1994 года в городе Мацумото та же Аум Синрикё произвела пробную зариновую атаку, в которой погибло 7 и пострадало 144 человека, обычные люди не были готовы к теракту таких масштабов в Токио. Станционные работники убирали пакеты и газеты, пропитанные зарином, руками. Не было каких-то спецконтейнеров для опасных предметов, убранные с платформы пакеты были унесены в офис начальника станции. Редко кому приходило в голову избавиться от пропитанной отравляющим веществом одежды и умыться. Пассажиры и вовсе вели себя не опасливо. Многие смотрели на пакеты с зарином, ощущали неприятный запах, кашляли, но не выходили из вагона, не осознавая серьезности происходящего. Многие, почувствовав тошноту, потемнение в глазах из-за сужения зрачков, раздражение слизистых и затруднение дыхания, продолжали свой путь на работу, думая, что простудились или не выспались. Даже вид умерших и пострадавших, лежащих на платформе, не заставлял людей всерьез задуматься о последствиях. Лишь, посмотрев новости по ТВ, они понимали, что визит в больницу неизбежен. А между тем, даже легко пострадавшим требовалась госпитализация. Многие больницы имели весьма туманное представление о том, как спасать пораженных зарином. В тот момент очень помог врач, работавший с пострадавшими во время недавнего инцидента с зарином в Мацумото. Профессор Нобуо Янагисава разослал в Токийские больницы рекомендации по лечению от заринового отравления.

Последствия для отравленных зарином были различны. Большинство так и не восстановились полностью и постоянно испытывают повышенную утомляемость, головные боли, проблемы с памятью, со зрением. Все страдают от посттравматического синдрома. Получившие более сильное воздействие яда не могут ходить, говорить, у них нарушены функции мозга. Некоторые не умерли, но так и не вышли из вегетативного состояния.

Нельзя, однако, сказать, что атака была совершенно неожиданной. Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото) - духовный лидер Аум Синрикё - задолго до теракта находился под пристальным вниманием следователей и полиции. Секта не только обманывала и обирала своих адептов, но и занималась производством и использованием химического и бактериологического оружия, собиралась приобрести ядерное и пропагандировала пользу третьей мировой войны. Пытаясь избавиться от судей, выступавших против Аум, секта и произвела зариновую атаку в Мацумото. Собственно теракт в Токийском метро Асахара задумал для того, чтобы отвлечь полицию от предстоящих обысков в офисах секты. Только рядовые члены Аум думали, что совершают "крестовый поход против порочного мира". За неделю до Токийского теракта юрист Таро Такимото направил официальное предупреждение о готовящемся сектой массовом убийстве людей с применением зарина главе Национального полицейского агентства и генеральному прокурору. Но полиция не предприняла никаких действий по непонятным причинам.

В мае 1995 года были арестованы Сёко Асахара и более десятка других лидеров секты, некоторых исполнителей зариновой атаки арестовали только в 2012 году. Асахара отрицал связь секты с терактом в метро, но часть последователей призналась в причастности к событиям в Токио, а также в ряде других инцидентов. Суд признал лидера группы Сёко Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в 2004 году приговорил его к смертной казни. В целом суд вынес 12 смертных приговоров руководителям организации и причастным лицам.


6 июля 2018 года Сёко Асахара и шесть его сподвижников были казнены через повешение в Токийской тюрьме.


Рекомендую

20 марта 1995 года члены секты «Аум Синрике» распылили зарин в токийском метро. Погибли десятки человек, тысячи - пострадали, многие из них лишились здоровья на всю жизнь. Непосредственно в атаке принимали участие 10 человек, но за участие в подготовке было арестовано около двухсот.

У нас в России эта секта тоже была чрезвычайно заметна в 90-ые годы, имела тысячи адептов, ее программы шли по Радио Маяк. Лидер секты, Секо Асахара, говорил о себе в выражениях, характерных для тяжелой мании величия. Что же, не он один такой - секты, лидеры которых обирают и эксплуатируют своих адептов, или даже втягивают их в тяжкие преступления, дело обычное.

Но как такое может быть? Как люди могут вестись на столь грубый обман, идти за лидером, у которого, кажется, только что на лбу не написано «бегите от меня скорее?»

Этому может быть много причин, не будем забывать и реальности духовных сил зла и обмана. Но на одну из них хочется обратить особенное внимание.

Это неспособность к покаянию в прошлых ошибках. Само слово «покаяться» буквально значит «передумать», «вернуться» или «переменить путь». Это, как если бы мы свернули не на ту дорогу и шли по ней какое-то время, а потом обнаружили, что идем не туда. Тогда - если у нас хватает рассудительности - мы возвращаемся к тому перекрестку, где сделали неправильный выбор, и наодим правильный путь. Конечно, для этого надо признать, что мы сделали ошибку, и зря потеряли много времени и сил, и это нелегко - никто не любит признавать свои ошибки.

И это особенно трудно, когда мы уже вложились - материально или эмоционально, потратили время и усилия, понесли какие-то жертвы.

Мы склонны отстаивать тот выбор, который сделали - даже если он оказался, как выяснилось, очевидно неверным. Эту особенность человеческой психологии используют пропагандисты, и, не в последнюю очередь, лидеры сект.

Чем дальше человек идет по ложному пути, чем больше он трудится и страдает, чем больше он терпит обид и непонимания, тем труднее ему свернуть. И люди усиленно внушают себе, что они выбрали - и продолжают выбирать - верно, что лидер секты вовсе не опасный душевнобольной, каким он представляется внешним, а выдающийся духовный лидер, а они сами - вовсе не обманутые слепцы, а носители высшей духовной мудрости.

И чтобы только удержать эту иллюзию, люди бывают готовы на все - даже на явное преступление.

Церковь, зная об этой нашей несчастной склонности, непрестанно проповедует покаяние. Мы все падаем, мы все сворачиваем не в ту сторону. Мы можем довольно долго - а иногда почти всю жизнь - идти по ложному пути. Но мы можем вернуться к ситуации выбора - и выбрать правильно. И тогда Бог обратит даже наши потерянные годы к чему-то доброму.