В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.

Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность <Приложение 1 Слайд2>.

В педагогике и психологии принята широкая классификация мотивов. Так, по видам деятельности, выделяют социальные (широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества) и познавательные мотивы (широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования).

Исследователи объединяют данные мотивы в определенные группы по направленности и содержанию:

  • Социальные;
  • Познавательные;
  • Профессионально-ценностные;
  • Эстетические;
  • Коммуникационные;
  • Статусно-позиционные;
  • Традиционно-исторические;
  • Утилитарно-практические (меркантильные) <Приложение1 Слайд3>.

Мотивы школьников можно разделить на побудительные (лежат в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень); внешние (исходят от педагогов, родителей, часто приобретают форму принуждений) и внутренние (внутренние побудительные силы школьника); осознанные (умение рассказывать о причинах, побуждающих к тому или иному действию) и неосознанные; реальные (осознаваемые педагогом и обучаемым) и мнимые.

Л.И. Божович отмечает, что "в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса" <Приложение1 Слайд4>.

Мотивация деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности. С.Т. Шацкий выделяет среди них такие, как:

Стремление детей к общению, развитый инстинкт общительности;

Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощущать, пробовать;

Постоянное выдвижение своего "Я", эгоцентризм, огромное развитие фантазии и воображения (инстинкт детского творчества);

Инстинкт подражательности <Приложение1 Слайд5>.

Отношение школьника к учебе обычно характеризуется активностью, которая определяет степень "соприкосновения" обучаемого с предметом деятельности педагога.

В структуре активности выделяют компоненты:

  • Готовность выполнять учебные действия;
  • Стремление к самостоятельной деятельности;
  • Сознательность выполнения заданий;
  • Систематичность обучения;
  • Стремление повысить свой личный уровень и пр.

С познавательной активностью напрямую связана самостоятельность школьника (определение объекта и средств деятельности без помощи педагога и родителей). Адольф Дистерверг подчеркивает роль самостоятельности учащихся в обучении: "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека" <Приложение1 Слайд6>.

Одной из задач учителя является активизация учеников, управление их активностью. Иными словами, учитель должен постоянно побуждать школьников к энергичному и целенаправленному учению, используя различные пути активизации. Психологи выделяют стимулы активизации учебной деятельности школьников:

Обращайтесь к самолюбию (следует поощрять стремление учеников к новым достижениям);

Демонстрируйте достижения. В.Шаталов предлагает использовать "систему открытых перспектив", полагая, что обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой;

Поддерживайте соперничество с осторожностью (важно, чтобы соперничество между учащимися напоминало спортивное соревнование с равным шансом на победу;

Хвалите (похвала должна быть спонтанной, объективной, точно адресованной, искренней);

Критикуйте сопереживая

Подбадривающая критика; критика-упрек; критика-аналогия; критика-надежда; критика-похвала; безличная критика; критика-озабоченность; критика-сопереживание; критика-сожаление; критика-удивление; критика-ирония и пр.

Ищите нестандартные решения;

Дайте учащимся шанс спасти свой престиж;

Создавайте хорошую репутацию своим ученикам . <Приложение1 Слайд7>

В своей педагогической практике учителя начальной школы № 1740 используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса. Накопленный педагогический опыт демонстрирует, что наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое мнение, принимая участие в дискуссиях; рецензируя ответы своих одноклассников; объясняют более слабым ученикам непонятные задания; имеют возможность выбирать задание различного уровня сложности и пр. <Приложение1 Слайд8>.

Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть

связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена ": в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес" . <Приложение1 Слайд9>.

В арсенале каждого учителя начальных классов нашей школы имеются педагогические технологии: игровые, коммуникативные, исследовательские, здоровьесберегающие, информационные. Наши педагоги уже в начальной школе демонстрируют разные стратегии работы. Для стимуляции учебной деятельности учащихся на уроке важную роль играет рефлексия в конце урока.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес. Необходимо помнить о важной роли внеаудиторной форме работы с младшими школьниками (театральные постановки, учебные экскурсии и пр.), а также работе с родителями (тематические родительские собрания, на которых знакомят с психологическими и физиологическими особенностями младших школьников, раскрывают роль родителей в формировании учебной мотивации и пр.) <Приложение1 Слайд10>.

Бесспорно, что интерес обучаемых напрямую связан с уровнем и качеством приобретенных знаний, сформированности способов умственной деятельности. С другой стороны, не менее важным является отношение учащихся к учителю . Василий Ключевский заметил, что "чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" . <Приложение1 Слайд11>. На наш взгляд, в этом высказывании скрыта формула успеха педагога. Увлеченное преподавание, новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.

Педагогу, особенно в начальной школе, следует избегать однообразия и монотонности в учебном процессе и стремиться поддерживать необходимую напряженность процесса обучения. Общеизвестно, что во время однообразной деятельности снижется интерес и, как следствие, концентрация внимания школьников, тогда как разнообразнее учащиеся рассматривают как что-то приятное и происходит мобилизация сил.

М.Анчаров иронично заметил, что "дети родятся гениями, потом их переучивают во взрослые" <Приложение1 Слайд12>. Поступивший в первый класс ребенок как бы выражает себя в формуле: "Я хочу учиться". С помощью учителей в начальной школе он трансформирует представление о себе таким образом, что в подростковом возрасте проявляет себя в формуле: "Я хочу и могу учиться". Далее, в старшей школе в сотрудничестве с педагогами и сверстниками укрепляется убеждение, с которым он покидает школу: "Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь."

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Педагогика, 1968.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.
  4. Выготский В.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология - М., 1991.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так? - М.: ООО АСТ, 2008.
  7. Закон РФ "Об образовании" от 23.01.1996.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.
  9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
  10. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. _ М., 1996.
  11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое сообщество, 1999.
  12. Сокровищница вечных истин. Афоризмы / Сост. С.Б. Барсов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
  13. Шацкий С.Т. педагогические сочинения. - М., 1962-1964.

Соискателю следует всегда корректировать свое резюме под конкретную вакансию. Поэтому, прежде чем написать в CV о своем желании обучаться , необходимо посмотреть, оценит ли это качество работодатель. Когда компании требуются готовые специалисты, знающие специфику отрасли и имеющие за плечами большой стаж, указанное желание обучаться может быть расценено как признание кандидатом того, что у него недостаточно навыков и знаний для работы на данной позиции.

Мы продолжаем публиковать советы составления «работающего» резюме. Зачастую в разделе «Личные качества» кандидаты указывают желание обучаться. Любознательность - это, конечно, похвально. Если человек готов постоянно узнавать новое и совершенствоваться, это значит, что он серьезно настроен на профессиональное развитие и карьерный рост.

Однако может возникнуть вопрос: что все-таки интереснее соискателю - процесс обучения или применение на практике полученных знаний? По мнению рекрутеров, не стоит «перегружать» резюме указанием всех оконченных вами курсов, посещенных семинаров, полученных сертификатов, если они не имеют никакого отношения к позиции, на которую вы претендуете. У потенциального работодателя может сложиться впечатление, что вы сами не знает, чего хотите от жизни в целом и от работы в частности.

Не стоит «перегружать» резюме указанием всех посещенных вами курсов, семинаров, полученных сертификатов, если они не имеют никакого отношения к позиции, на которую вы претендуете.

Желание обучаться приветствуется...

Лучше всего, если вы будете корректировать свое резюме под конкретную вакансию. Желание обучаться у потенциальных кандидатов будет приветствоваться работодателями в ряде следующих случаев.

1. Если вы молодой специалист без опыта работы.

Международные компании гораздо охотнее берут на работу молодых специалистов с качественным фундаментальным образованием и без опыта, нежели готовых профессионалов.

«Для нас идеальный кандидат - это молодой специалист с широким кругозором, с большим потенциалом, активной жизненной позицией, способный добиваться реальных результатов, готовый постоянно учиться новому и совершенствоваться», - заявляет менеджер по организационному развитию в Восточной Европе компании Procter&Gamble Лариса Рущак.

«Для Ernst&Young прежде всего важна теоретическая база кандидата, - говорит менеджер по подбору персонала этой компании Сергей Киреев. - Если говорить о финансовой сфере, то хорошие основные знания дают экономические факультеты, а специальным навыкам в этой области можно научиться в процессе работы. Помимо профильного образования, идеальный кандидат должен творчески мыслить, быть целеустремленным, обладать лидерскими качествами, навыками общения и, безусловно, стремиться к приобретению новых знаний».

Лучше всего, если вы будете корректировать свое резюме под конкретную вакансию.

«Стандарты PricewaterhouseCoopers очень высоки, однако человеку, который действительно хочет у нас работать, ничто не может стать преградой, - говорит старший менеджер по персоналу Светлана Круглова. - Мы ждем молодых и талантливых людей с глубоким интересом к аудиту или налоговому и юридическому консультированию, со знанием английского языка, с активной жизненной позицией, аналитическим мышлением и желанием обучаться».

2. Если вы являетесь специалистом в профессиональной сфере, где необходимо постоянно повышать квалификацию.

Представителям многих профессий требуется постоянно повышать квалификацию, быть в курсе всех изменений, современных тенденций и нововведений. Здесь без желания обучаться не обойтись.

«Например, в ИТ-сфере технологии развиваются очень быстро, и обязательным требованием для технических специалистов является посещение курсов, тренингов и семинаров по специализации, получение определенных сертификатов», - говорит директор по персоналу компании HeadHunter Светлана Гиацинтова.

«Для специалиста по налогообложению, к примеру, в условиях постоянно меняющихся законов в нашей стране крайне важно всегда быть в курсе последних изменений», - добавляет управляющий директор Private Consulting GroupЛариса Лутовина.

3. Если вы собираетесь сменить сферу профессиональной деятельности.

В том случае, когда вы принимаете решение сменить род деятельности, релевантного опыта в совершенно новой отрасли у вас нет и быть не может. Поэтому вполне уместно в графе «Личные качества» на первое место поставить желание обучаться.

4. Если вакансия предполагает обучение, о чем прямо говорится в тексте объявления.

В большинстве случаев речь идет о позициях начального уровня. Например, часто страховые компании самостоятельно обучают своих агентов: в течение месяца новым сотрудникам преподаются основы рыночной экономики, профессиональной этики и культуры обслуживания, объясняются правила и условия всех видов страхования, разъясняется ведение учетно-отчетной документации. Учеба, как правило, проходит параллельно со стажировкой и длится от 3 до 6 месяцев.

В последнее время все чаще говорят о перекрестном обучении персонала, под которым понимается обмен накопленными знаниями между сотрудниками компании. Данная методика, как правило, применяется в компаниях, где есть так называемые массовые специальности - менеджеры по работе с клиентами, специалисты call-центров. В каждой организации приняты свои нормы, правила и стандарты работы, которые в ходе такого обучения «прививаются» всем новым сотрудникам.

Когда желание обучаться не следует указывать в резюме

Перед соискателями сегодня при поиске нового места работы встает проблема выбора одного из нескольких заманчивых предложений. Если в большинстве случаев функциональные обязанности, уровень заработной платыи соцпакет примерно одинаковы, кандидаты оценивают другие составляющие системы мотивации сотрудников, в том числе и возможность получения дополнительного образования за счет компании.

Если соискатель пишет в резюме о своих конкретных шагах на пути повышения квалификации, это характеризует его как самостоятельного, деятельного человека, способного к самодисциплине и ответственности.

Однако не стоит указывать в резюме о своем желании обучаться, если:

  • вы претендуете на руководящую позицию, при этом основным требованием работодателя является релевантный опыт работы
По мнению некоторых рекрутеров, если кандидат пишет о своем желании учиться - он тем самым признает, что имеющихся у него в настоящее время навыков и знаний недостаточно для того, чтобы занять соответствующую позицию.

Однако немало среди HR-менеджеров и тех, кто считает, что сохраняющаяся на долгие годы способность к развитию, умение и желание осваивать новые перспективы и горизонты - очень ценные человеческие качества. Именно эти черты являются залогом успеха многих управленцев.

  • по возрасту вы уже вышли из категории начинающих специалистов
«На наш взгляд, такое качество, как желание обучаться, уместно лишь в резюме начинающих специалистов (выпускников вузов или студентов), - говорит директор по персоналу Абсолют Банка Юлия Сушкова. - Для квалифицированного работника, имеющего хороший опыт, гораздо уместнее будет указать в графе «Дополнительные сведения», например, «в настоящее время изучаю...» (иностранный язык, компьютерную программу, литературу по специальности).
  • определяющими требованиями в вакансии являются релевантный опыт и знания специфики отрасли
«Любознательность кандидата, уж простите за цинизм, мало кого из работодателей интересует сама по себе, - говорит Лариса Лутовина. - Наемному сотруднику платят деньги за умение быстро и качественно выполнить определенную работу. В этом контексте лучше указать не желание, а способность к быстрому обучению - это будет означать, что на узнавание специфики работы в компании у такого сотрудника не уйдет много времени».

Если соискатель пишет в резюме о своих конкретных шагах на пути повышения квалификации, это характеризует его как самостоятельного, деятельного человека, способного к самодисциплине и ответственности, считают эксперты кадрового рынка. В настоящее время многие специалисты хотят повысить свой профессионализм, поэтому посещают многочисленные курсы, тренинги и семинары. Однако для одних это необходимость, а для других - всего лишь модное веяние. В любом случае важно помнить, что все дипломы и сертификаты придется подтверждать на собеседовании. Ведь для работодателей важно не их количество, а уровень общего образования, трудовой стаж, совокупность деловых и личностных качеств, профессиональные достижения потенциальных сотрудников.

Мотивацию к познавательной деятельности нужно формировать задолго до школы. Первые сложенные кубики, собранные пирамидки и мозаика должны сопровождаться похвалой родителей.

Каждое новое задание должно быть чуть сложнее предыдущего, чтобы ребенок учился преодолевать трудности и получать от этого радость.

Причина 4. Несформированность коммуникативных навыков.

Эта проблема часто сопровождает детей, находящихся на домашнем воспитании. Ребенок не умеет слушать чужих взрослых, не умеет взаимодействовать со сверстниками, непродуктивно работает в коллективе.

Причина 5. Отсутствие четкого режима дня.

Ребенок может не высыпаться и уставать. В этом случае материал будет усваиваться с трудом.

Причина 6. Неправильные методы воспитания.

Родители пытаются заставить детей учиться путем угроз, высмеиваний, жестких наказаний. Не может быть мотивации, основанной на страхе.

Причина 7. Завышенные требования к ребенку.

Важно, чтобы ваши ожидания соответствовали возможностям ребенка. Чаще всего мотивацию у детей «убивают» именно родители.

Как формировать интерес к обучению

Ваш ребенок плохо учится? Он не хочет ходить в школу и выполнять домашние задания? Тогда самое время начать действовать.

Шаг 1. Найти причину.

Это самая сложная задача. Попробуйте отбросить все обвинения в адрес учителей и посмотреть на ситуацию со стороны. Мотивация отсутствует в нескольких случаях:

  1. Отсутствие способностей к обучению: низкий интеллект.
  2. Несформированность учебных действий.
  3. Ошибки воспитания.

В первом случае нужна помощь специалиста – коррекционного педагога или дефектолога. Только они могут подтвердить данную версию.

Во втором случае ребенку, возможно, нужно нанять учителя (репетитора). Или же вам самим стоит попробовать вернуться к азам знаний, чтобы вместе с ребенком повторить материал и скорректировать учебные навыки.

В третьем случае нужно проанализировать собственное поведение.

Шаг 2. Признать свои ошибки и изменить линию поведения с ребенком.

Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, внести изменения в режим дня, делать перерывы в деятельности, включать «ситуации успеха» и ни в коем случае не угрожать своим детям.

Помните, неуспевающему ребенку нужна помощь.

Шаг 3. Учиться вместе с ребенком.

Не бойтесь потратить время на изучение правил и новых знаний. Находите интересный дополнительный материал, обсуждайте с ребенком то, что он изучает. Вы должны показывать искреннюю заинтересованность всем, что изучает ребенок.

Шаг 4. Определить зону ближайшего развития вашего ребенка.

Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам, если его чуть направить. Учите ребенка находить свои ошибки, давайте по необходимости подсказки.

Шаг 5. Поддерживать своего ребенка.

Вы знаете, что успеха добиваются те, в кого верят. Используйте слова поддержки:

  • Молодец!
  • У тебя получилось!
  • У тебя все получится!
  • Мы верим в тебя!
  • Всё еще впереди, у нас всё получится!

Поощряйте своего ребенка за успехи и учите анализировать причины неудач. Важно, чтобы ребенок с детства осознавал, что всё в его руках.

Шаг 6. Терпение.

Не ждите быстрых результатов: только длительная систематическая работа приведет к успеху. Не позволяйте себе срывов и скандалов.

Не секрет, что многое в жизни зависит от успехов в учебе. Помогите своему ребенку сформировать желание учиться.

Светлана Садовникова

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо».

Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.

«Влияние родителей опосредованное, мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес - настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения», - но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих».

Большинство школ не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться

Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают своим детям противоречивую установку - поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», - уверена Тамара Гордеева.

«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, - уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. - Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

«Стать репетитором по всем предметам - не выход из положения, - уверена детский психолог Елена Морозова. - Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к своему ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.
  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

Задачи для родителей

Мы попросили наших экспертов рассказать об универсальных рекомендациях, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. Для каждого возраста - свои приоритеты. Поэтому мы выделили три основных этапа.

Начальная школа: безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе? Ответы в статье Начальная школа: безопасность и любопытство

Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Как общаться с подростком, чтобы сохранить интерес к учебе, читайте в статье Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Старшие классы: гибкость и выдержка

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей. Как помочь ребенку разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях и расставить приоритеты, читайте в статье Старшие классы: гибкость и выдержка

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

– это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается. В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.