Как правильно выбрать кружок для ребёнка

Каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребёнок развивался интеллектуально, духовно и физически. Но сразу встаёт вопрос: когда, как, и чем, занять своё чадо. Чем старше становится ребенок, тем актуальней перед родителями становится вопрос, в какую секцию отдавать ребенка, чтобы ему было интересно, и что именно принесет пользу для его развития. Некоторые родители ищут развивающие центры и школы для своих малышей, можно сказать с «пелёнок», другие считают, что ребёнку сначала нужно привыкнуть к школе, и лишь потом «нагружать» его кружками, секциями, студиями. И то и другое мнение верно лишь наполовину. Малышу сложно воспринимать большой объём информации, а школьнику, не приученному к каким-либо нагрузкам, даже уроки будут «непосильной ношей». Как же найти оптимальный вариант?
Первое - нужно выяснить, какие развивающие центры есть в вашем городе и каким разнообразием кружков и направлений деятельности могут они похвастаться(спортивные, музыкальные, изобразительные, театральные, танцевальные, языковые, др.). Вы определились с кружком? Тогда сходите туда, разведайте ситуацию на месте лично. Посмотрите на обстановку, поговорите с преподавателем, с детьми, которые там занимаются и с их родителями. Многие кружки и секции предлагают одно ознакомительное занятие бесплатно. Обязательно посетите его вместе с ребенком! Если ребенок останется доволен и Вы сами получили положительные эмоции от своей «разведки» - вперед! Возможно, Вы нашли именно то, что искали и то, что нужно Вашему ребенку! При этом заранее избавьтесь от радужных иллюзий и больших планов в отношении посещений этого кружка. Ведь Ваш ребенок еще маленький и его интересы и желания нестабильны! Третье- если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в какой-либо области, заниматься ему следует тем, к чему у него есть способности и, вдобавок, где ему интересно. Мудрые родители думают и о том, что ребенку пригодится в жизни. В частности, у девочек в связи с этим , у мальчиков - свой.

Выбор секции для дошкольника - это большая ответственность. Однако, не надо терзаться сомнениями, выбирая кружок или студию для дошкольника, в этом возрасте ребенок может посещать сразу несколько кружков, детских объединений (не более двух-трех), поскольку занятия для малышей не утомительны и построены в игровой форме. В последние годы также стали популярны «Школы раннего развития». В них ждут малышей от 3до 6 лет. Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка, не требуют от него особых способностей и талантов, но помогают определить, к какому виду деятельности есть склонности у ребёнка.
Исходя из вышеизложенного, хочется пожелать родителям мудро подобрать режим занятий и отдыха вашего ребёнка. Нагрузка должна быть не более 4 - 8 часов в неделю (в зависимости от возраста ребенка), иначе в один прекрасный момент он категорично откажется от всего. Нужно чтобы у ребёнка осталось свободное время для игр со сверстниками, чтения любимых книг и пр..
Для начальных классов занятия в кружках - это также весело и познавательно. Обычно проводятся занятия в игровой форме, чтоб детям было интересно заниматься, задания не утомляли, а развивали. Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения?

  • Математические способности быстро развиваются в шахматных секциях, секции техника и, как ни странно, музыкальных объединениях и студиях.
  • Занятия по музыке подойдут как для мальчиков, так и для девочек. Здесь усваивается не только математика, но и наращивается словарный запас. Занятия музыкой в детском возрасте способствует активному развитию музыкального слуха ребенка, формированию первых вокальных навыков, развитию речи, а также раскрытию множества других талантов, о которых Вы даже не подозревали!
  • Если вы хотите, чтобы ребенок развивался не только творчески, а и физически, тогда подойдут детские объединения физического воспитания. Они способствуют физическому развитию и координации движений, помогают выработать ребенку настойчивость в своих убеждениях, уверенность, умение защищать себя в любой ситуации, вырабатывается сила воли. К спортивным кружкам относятся: футбол, теннис, разные виды борьбы, плаванье, легкая атлетика и т. д. При выборе спортивной секции ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывайте состояние здоровья Вашего ребенка, нет ли у него каких-либо заболеваний, при которых занятия тем или иным видом спорта противопоказаны. Если здоровье у малыша в порядке, занятия спортом вам не запрещены, то можно рассматривать следующие секции:
    - групповые спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол, хоккей. - здесь ребенок будет учиться сплоченности, работе в команде, общению.
    - водные занятия будут способствовать укреплению иммунитета.
    - спортивная гимнастика поможет ребенку развить гибкость и терпение.
    - боевые искусства научат управлять своим телом.
  • Для девочек обычно очень интересны хореографические кружки, которые развивают двигательную активность, гибкость, пластичность, красивую осанку и очень помогают преодолеть усталость после сидения днем за партой в школе.
  • Для того, чтоб ребенок усвоил работу с художественными материалами, такими как: краски, гуашь, фломастеры, карандаши, цветная бумага, гербарий и мн. др. , ребенка стоит отдать в художественный кружек. Там ребенок научится творческому воспитанию и отношению к природе и окружающему миру.
  • Как хобби, можно ребенку порекомендовать заняться в вокальной студии, для развития чувства ритма, музыкального слуха и уверенности в себе.
  • Очень хорошо ребенка психологически развивают театральные кружки: хорошо преодолевается страх перед публикой, развивается воображение и самовыражение. Работая в коллективе, дети развивают коммуникативные способности, речь, мимику, а также в процессе творческой деятельности развивается личность ребенка.
  • Девочки часто увлекаются бисероплетением, наверно обращали внимание на школьную моду: разноцветные браслетики из бисера на руках. Этому учат детские объединения прикладного творчества. Эти кружки обязательно разовьют у девочки терпение, усидчивость, различные творческие способности и зрительную координацию, прививается отличный эстетический вкус, чувство прекрасного что очень понадобится в будущем.
  • Дошкольные кружки общего воспитания детей дошкольного возраста помогают приобрести навыки общения, развить заложенные природой способности и приобрести новые знания, необходимые в ближайшем школьном будущем.

Важные моменты, которые следует учитывать

при выборе дополнительных занятий:

  • Во-первых, следует определить конечную цель занятий в данном кружке - вы хотите максимально развить у своего ребенка некоторые способности или просто организовать его досуг и дать возможность эмоциональной разгрузки? Какой бы ни была Ваша цель - выбор тематики кружка очень важен, старайтесь выбирать кружок вместе с ребенком, ориентируясь на его предпочтения и способности, наблюдая за его манерой поведения. Если занятия в кружке будет приносить ребенку удовольствие, то и уставать от них он практически не будет. Неплохо было бы поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.
  • Во-вторых, в большинстве случаев ребенку вполне хватит дополнительных занятий по 2час 3 раза в неделю: более интенсивные нагрузки требуют высокой выносливости, да и разные дети реагируют на нагрузку по-разному. Есть кто ходит в 5 секций одновременно и требует добавки, всегда весел и активен, а есть дети, для которых и два занятия в неделю - много.
  • В-третьих, не стремитесь заполнить кружками абсолютно все свободное время: у ребенка должно оставаться личное время, которое он сможет занять так, как ему хочется. Расписание занятий в кружке - тоже немаловажный фактор. Рекомендую это согласовать с расписанием уроков ребенка. Выбирайте дни, когда уроков меньше, либо они не такие сложные, чтобы ребенок не был излишне уставшим, иначе посещение кружка может стать для него непосильной дополнительной нагрузкой, а не удовольствием. Хорошо, если занятия в кружке возможны в выходной день, только не выбирайте такое расписание, когда занятия будут только по выходным дням, то есть два выходных будут заняты посещением кружка. Оставьте хотя бы один из выходных полностью свободным для своего ребенка. Ведь ему обязательно нужен отдых.
  • В-четвертых, если дополнительные занятия - это не спортивная секция, то обязательно выделите время на подвижные игры на воздухе. Занятия в спортивных секциях дают, пожалуй, наиболее адекватную нагрузку на организм. При этом интенсивно развивается скелетная мускулатура и дыхательная система, совершенствуется координация движений, оттачиваются навыки владения собственным телом, сердце получает столь нужную ему тренировку. Кроме телесной пользы физкультура и спорт оказывают влияние на становление психики человека: целеустремленность, способность переносить неудобства и контролировать свои желания - вот те качества, в достижении которых спорт может стать главным помощником.
  • В-пятых, если ребенку трудно определиться, то пусть он походит в разные кружки, чтобы почувствовать собственную тягу к чему-либо. От вас, мамы и папы, требуется терпение и поддержка Можно сходить на первые занятия кружков и секций для детей вместе с сыном или дочерью и попробовать затем разобраться - хочет заниматься этим ребенок или нет? И что ему дадут эти занятия? В поисках подходящего занятия, не бойтесь менять кружки. Ищите то, что понравится и подойдет именно вашему ребенку. И если ребенок разочаруется - не надо его ругать и упрекать, просто вместе обсудите - почему так вышло и, что именно ему не понравилось.
  • В-шестых, если вы решили выбрать какую-то секцию, то нужно учесть то, что в дальнейшем ребенок будет самостоятельно посещать занятия, поэтому, важно, чтобы секция находилась не далеко от дома. Самым лучшим вариантом было бы расположение кружка возле школы, а еще лучше, в школе. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.
  • В-седьмых, выбирая ту или иную секцию, обратите внимание на характер ребенка, его темперамент, ведь кому-то нравиться рисовать, а кому-то играть в шашки. В идеале, выбирая ребенку кружок, неплохо было бы посоветоваться с психологом, чтобы определить потребности ребенка, учитывая его характер, темперамент, психологические особенности.

Если ребенок флегматик - спокойный, уравновешенный человечек, склонен к долгому сидению и увлечению одним делом. Такой ребенок, не способен к быстрому и скоростному реагированию, на ситуацию и поэтому нужно выбирать занятия с максимальной продолжительностью. Для мальчишек подойдет: виды спорта, где нужно добиваться упорства и выдержки - это легкая и тяжелая атлетика, фехтование, верховая езда. Для девочек, дольше всего подойдет аэробика, легкая атлетика, танцы.

Так же, универсальным занятие как для девочек и мальчиков подойдет, музыка и рисование.

Если ребенок меланхолик- его темперамент требует бережного обращения, он раним и впечатлителен, слишком эмоционален. Для таких детей не подойдут соревновательные виды спорта. Для мальчиков, можно подобрать кружки, развивающие строительные и конструкторские способности ребенка. Для девочек- занятие в театральной группе, в них такие дети приобретут уверенность в себе, они избавиться от страха публичных выступлений.

Если ребенок холерик- это маленький почемучка, вечно задающий вопросы обо всем на свете, он не может усидеть на месте, очень стремительный и может в одну минуту заняться 100 делами одновременно, но быстро теряет интерес к ним. К выбору спортивного кружка нужно подойти с осторожностью и выбирать те, где есть соревновательная определяющая и много азарта: стрельба, плавание.

Если ребенок сангвиник- очень послушный и покладистый, помогает родителям и близким. Но есть и негативное в таком поведении - очень забывчив и не способен распланировать время. Для мальчишек подойдут виды спорта, требующие командной игры, девочкам - танцы, гимнастика и плавание. Иностранные языки, кружок журналистики или фотографии - лучший выбор для такого ребенка. Если Вы определились с выбором кружка ребенку, то не забудьте спросить мнение ребенка.

Важно знать и некоторые особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка:

1. Ребенок активен, без стеснения высказывает собственное мнение и рвется в драку, чтобы его доказать? Его раздражает проигрыш, который зависит еще от кого-то? Для маленького индивидуалиста стоит выбрать вид спорта или кружок, где ребенок сможет добиваться индивидуальных высоких результатов, и все внимание тренера или преподавателя будет безраздельно посвящено ему. Любой одиночный вид спорта или кружок, позволяющий прийти к конечной цели, рассчитывая исключительно на собственные силы, выработает в ребенке ответственность, упорство и целеустремленность.

2. Ребенок дружелюбен, с одинаковой радостью выбирает как активную, так и пассивную роль в игре, и главное для него - не победа, а участие? В данном случае стоит выбрать кружок для ребенка, развивающий общение внутри социума. Любые командные виды спорта или кружки станут для такого ребенка незаменимым опытом и разовьют такие замечательные качества, как сопереживание, дружелюбие и стремление к коллективной победе.

3. Ребенок в любой игре «примеряет» на себя роль лидера, имеет возможность сплотить вокруг себя сверстников и увлечь их общей целью? Выбрать кружок для ребенка, одаренного такими способностями, следует, исходя из наличия в данном кружке или виде спорта места капитана команды, командира группы, ответственного за стенд или помощника педагога. Рано или поздно такой ребенок займет в маленьком социуме лидирующую позицию, главное, чтобы данный кружок предполагал ее наличие. В этом случае можно не сомневаться, что маленький лидер в дальнейшем станет прекрасным организатором, обладающим ответственностью, трудолюбием и коммуникабельностью.

4. Ребенок тих, застенчив, соглашается с любой ролью, которую подбирают для него сверстники и рад уже тому, что его просто приняли в игру? Это самый трудный вариант. С одной стороны, родители могут пытаться развить в ребенке «бойцовские» качества, отдавая его в боевые спортивные секции или кружки, где преподаватель попробует «вскрыть» раковину, в которую прячется ребенок. В некоторой степени это может оказаться полезным и научит ребенка отстаивать собственное мнение вне зависимости от одобрения окружающих. Однако выбирать кружок для ребенка, имеющего такой характер, следует особо осторожно. Здесь главное - не переусердствовать. Качества бойца пригодятся ребенку в его дальнейшей жизни, но такой выбор может войти в конфликт с внутренним миром малыша и вызвать агрессивное неприятие навязываемого кружка, что приведет к еще большему закрытию «внутри себя» и потере контакта с окружающими.

5. Легковозбудимым, а также гиперактивным деткам подойдут такие занятия, как вышивание, бисероплетение или лепка. Они помогут развить пространственное мышление, вкус и мелкую моторику.

  • В - восьмых, Здоровье вашего ребенка также играет важную роль при выборе секции, поэтому, если у вашего малыша отменное здоровье, то перед вами открыты все двери кружков, если же у вас есть какие-то ограничения, то и здесь переживать не стоит, ведь и для вашего ребенка обязательно что-то найдется.
  • В- девятых, немаловажно разузнать и о дополнительных тратах, которые вы можете понести во время посещения ребенком того или иного занятия. Этими тратами могут быть покупка костюмов на выступление, покупка инвентаря, оплата поездок в другие города и регионы и тому подобное. Вы должны знать, что вас будет ожидать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации.
  • В - десятых, есть родители, которые говорят, что дополнительные посещения кружков не нужны, они ничего не могут дать ребенку, это только лишняя трата денег, однако это не так. Если родители правильно выберут секцию и ребенок с радостью будет на нее ходить, то он получит новые ощущения, приобретет новых друзей, проявит себя, во время занятий раскроется потенциал у ребенка, ребенок научится планировать свое время.

О кружках можно говорить бесконечно, каждый из них направлен на развитие ребенка, на его самоутверждение в жизни, на организацию досуга. Если у ребенка есть способности, их обязательно нужно развивать. Задача родителей состоит в том, чтобы открыть перед малышом безграничные просторы жизни, дать возможность «найти себя», не мешая ему оформить выбор, который ребенок сделает исключительно самостоятельно. И согласитесь, лучше, если чадо будет большую часть свободного времени посвящать полезному увлекательному хобби, нежели просмотру телевизора или игре на компьютере.

Каждый родитель мечтает увидеть в своём ребёнке чемпиона, или, как минимум, желает воспитать в нем интересную и развитую личность. Разнообразие секций и кружков зачастую вызывает у родителей чувство растерянности. Куда отдать ребёнка , чтобы оправдать ожидания: в спортивную секцию, музыкальную школу, «научный кружок» или уроки прикладного творчества?

По мнению психологов 5-6 лет – возраст, с которого дети готовы учиться, принимать наставления преподавателя, спокойно воспринимать критику тренера. Но это совершенно не значит, что нужно сидеть «сложа руки» до наступления этого возраста. С самого рождения ребёнок открыт к творчеству, играм и общению. К пяти годам родитель, скорее всего, уже знает об интересах своего чада.

Прежде чем выбрать секцию или кружок , задайтесь вопросом - какие способности вы наблюдаете у ребёнка? Возможно, малыш с детства удивляет своими рисунками, читает стихи или с удовольствием гоняет мяч во дворе. Ничего страшного, если никаких особенных талантов вы не отмечаете. Главное, чтобы у вашего сына или дочери было желание заниматься.

Мнение ребёнка играет важную роль

Обязательно посоветуйтесь с ребёнком, узнайте его мнение, обсудите с ним возможные варианты. Лучшим выбором будет направление, к которому у него есть и склонность, и интерес.


Екатерина Сафонова - психолог портала "Я-родитель" - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

«Мнение родителей практически единогласно: ребёнок должен посещать кружки и секции, так как это способствует его всестороннему развитию. Но силы ребёнка, время и деньги, к сожалению, не резиновые, поэтому перед родителями часто стоит вопрос: как из такого многообразия различных кружков выбрать именно тот, в котором ребёнок сможет самореализоваться? Проверить это можно только методом проб и ошибок. Главной действующей силой должно являться желание ребёнка. К школьному возрасту дети обычно уже имеют представление о разных сферах деятельности и могут осознавать, чем они хотят заниматься, а чем – нет.

Часто бывает так, что родители отдали малыша в секцию, а он отказывается её посещать. В этом случае не стоит заставлять ребёнка делать что-то через силу. Конечно, иногда детишки ленятся, но чаще им действительно не нравится этот вид деятельности. Уважайте их желания! Если ребёнок Вам говорит, что он совсем не хочет заниматься лепкой, но ему нравится бокс, удовлетворите его просьбу. Если ребёнок ходит на секцию с удовольствием, значит, Вы всё делаете правильно».

Какие способности и качества развивают отдельные виды кружков и секций?

Подумайте, что именно вы хотите получить от тех или иных занятий. Каждое направление имеет ряд преимуществ, которые стоит учитывать при выборе.

Всем известно, что спорт укрепляет здоровье, вырабатывает выносливость, силу и ловкость. Благодаря занятиям в детской спортивной секции формируется характер ребёнка: появляется уверенность в себе, он легче преодолевает трудности и усталость.


Музыкальная школа или вокальная студия – направления, которые прививают любовь к музыке, совершенствуют музыкальный слух, формируют чувство ритма. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, память, усидчивость и дисциплинированность.

Занятия в хореографических кружках развивают в ребёнке гибкость, ловкость и координацию движений, формируют правильную осанку, способствуют развитию мышц и связок, помогают выработать чувство ритма. Ребёнок, занимающийся танцами , как правило, уверен в себе, имеет твёрдый характер, легче воспринимает трудности и неудачи, более открыт миру.


Уроки в студии актерского мастерства способствуют развитию коммуникативных навыков. Ребёнок учится выражать мысли и чувства, красиво и складно говорить, обретает контроль над своими эмоциями. Дети, обучающиеся театральному искусству, имеют возможность к самовыражению, они более внимательны, обладают хорошей памятью и ярким воображением.

Занятия в художественном кружке вырабатывают в ребенке способности к нестандартному мышлению, развивают воображение, формируют творческое отношение к окружающему миру. Работа с различными художественными материалами и ручной труд тренируют мелкую моторику, что крайне важно для детей младшего возраста.


Что ещё необходимо учесть, при выборе кружка или секции для ребёнка?

Роман Алехин, Маркетинговая группа Алёхин и партнеры

«Я вижу два равнозначных критерия. Первый – это полезность для будущей профессии и второй – это соответствие желаниям ребенка. Именно эти критерии желательно учитывать, чтобы кружок не был просто потраченным временем и нервами ребенка и родителей. Например, мы видим, как развивается мир вокруг нас и видим, что в будущем большинство работ будут выполнять роботы с искусственным интеллектом, соответственно, своего 12-летнего сына я в этом году поведу в кружок робототехники и программирования . Будет он там заниматься или нет - зависит и от наполнения, и от преподавателя, и от того насколько ему это подходит. Я постараюсь сделать так, чтобы ему было интересно, и чтобы он знал, что интересным может быть не только футбол , которым он увлекается. Нет-нет, с футбола я его забирать не буду, его он так же будет посещать 3 раза в неделю, так как развитие должно быть сбалансированным и спорт, особенно командный, развивает не только физическую силу, но и коммуникации, доверие и умение работать в команде, что очень важно для жизни и работы в любой сфере».


Не забудьте взять во внимание территориальность заведения, которое будет посещать ребёнок. Сможет ли он добираться до места один, если не будет возможности провожать его? Сколько времени он будет тратить на дорогу?

От юного яхтсмена до создателя роботов

Позади остались утомительные хлопоты по подготовке детей к новому учебному году. Правда, расслабляться еще рано, традиционные осенние заботы родителей только начинаются. Сентябрь - самое время окончательно определиться с выбором кружков и развивающих занятий для своего чада. Юные яхтсмены, исследователи космоса и создатели роботов - в сегодняшнем многообразии дополнительных активностей для школьников можно просто потеряться. Хочется успеть все и сразу, при этом без ущерба для основной учебы малыша. Как правильно выбрать дополнительные занятия для ребенка, мы выяснили у специалистов.

Высокие достижения и поиск себя

Перед выбором дополнительных занятий для ребенка прежде всего нужно определиться - для каких целей они нужны школьнику. Детям, которые сами не проявляют сильной заинтересованности в том или ином направлении, взрослые обычно выбирают секции для общего развития. Как правило, при таком подходе ребенок посещает несколько кружков или чередует их в зависимости от своих текущих увлечений. В конечном итоге большинству школьников удается понять, чем они действительно хотят заниматься помимо основной учебы.

Однако в наше время многие родители выбирают дополнительные занятия для ребенка также с целью «высоких достижений», - объясняет психолог Наталья Каневская . - Нередко таким образом взрослые пытаются реализовать какие-то собственные несбывшиеся мечты. Например, если папа в детстве мечтал о карьере футболиста, он может усиленно тащить в этот спорт сына. Но у ребенка просто-напросто может не быть данных для выбранного направления. При этом истинные способности школьника останутся нереализованными.

Третьей основной целью занятий детей в кружках считается преодоление тех или иных проблем со здоровьем или трудностей с учебой. Например, детей, которые имеют заболевания позвоночника, отдают в бассейн. И часто занятия, выбранные по необходимости, впоследствии становятся серьезным увлечением.

Однако, по мнению педагогов, не стоит излишне перегружать ребенка кружками в младшем возрасте. У дошкольников и младших школьников главным типом деятельности выступает игра. Именно благодаря играм ребенок в этот момент развивается и познает новое, кроме того, малышам нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Я бы не советовала родителям занятия в новых кружках начинать в 1-м классе, - говорит педагог дополнительного образования Любовь Кожина . - Для малыша адаптация к школе - это достаточно сложный период, ему приходится подстраиваться под новые правила, учиться воспринимать большой объем новой информации. И чрезмерные нагрузки в виде многочисленных кружков могут вообще отбить ему охоту к учебе. Для первоклассников оптимально оставить 1–2 кружка, которыми они занимались еще в детском саду, а выбор новых дополнительных занятий отложить. К тому же результатов от дополнительных занятий можно добиться только за счет регулярности. Если ребенок будет постоянно менять кружки или посещать занятия через раз, толку от таких «развивашек» будет мало. В начальной школе выбирать секции стоит поближе к дому, это позволит ребенку не тратить лишние силы на дорогу.

Кружок по темпераменту

Психологи советуют родителям также обращать внимание на темперамент и характер ребенка. Так, холерику с его неуемной энергией хорошо подойдут спортивные секции, в том числе плавание. Правильное дыхание в воде научит его расслабляться и управлять своими эмоциями. Дополнительные занятия для такого ребенка нужно планировать на середину дня, чтобы к вечеру нервная система пришла в спокойное состояние. Подвижным и общительным сангвиникам имеет смысл выбирать командные спортивные игры типа футбола, волейбола и хоккея. Также таким детям, скорее всего, понравятся занятия в театральном кружке, хоре или танцевальной студии.

Задумчивых и медлительных флегматиков наверняка порадуют занятия, которые требуют кропотливой работы и усидчивости. Подобным ребятам можно предложить кружки по робототехнике, моделированию и конструированию. А девочкам имеет смысл заняться бисероплетением, лепкой, вышиванием или вязанием. Добродушные, но очень чувствительные и застенчивые меланхолики будут хорошо себя чувствовать на курсах иностранных языков, на занятиях музыкой или рисованием. Оптимальные спортивные кружки для них - лыжи и йога.

Условно всех детей можно разделить на три типа по их отношению к дополнительным занятиям, - объясняет психолог. - Проще всего с ребятами, которые с самого начала четко знают, что им нравится. Родителям достаточно просто подобрать хорошую студию по выбранному направлению, и дело в шляпе. Дети второго типа хотели бы чем-нибудь заниматься, но не могут сами без посторонней помощи определиться, что это все-таки должно быть. В этом случае взрослым имеет смысл поводить ребенка на пробные занятия в различные секции, посещать тематические фестивали и мастер-классы, это поможет малышу быстрее найти себе занятие по душе. Сложнее всего в вопросе дополнительного образования с детьми, которые категорически ничем не хотят заниматься. Здесь нужно разбираться, в чем кроется истинная причина этого нежелания.

По мнению специалистов, очень часто дети не интересуются кружками просто потому, что очень сильно устают в школе. Основная учеба всем дается по-разному, для многих это действительно тяжелая работа и большой стресс. В этом случае стоит проверить здоровье ребенка, в некоторых случаях стоит задуматься о смене школы, возможно, в данном учебном заведении слишком сложная программа.

Правда, иногда настрой ребенка на лень и протест против дополнительных занятий задают сами родители. Приходя домой с работы, взрослые жалуются, как они устали, и укладываются на диван перед телевизором, нередко и выходные проходят в том же формате. В результате ребенок начинает копировать поведение взрослых и отстаивать свое право на законный отдых после учебы.

В данном случае родителям нужно решать проблему, начиная с самих себя, - говорит Наталья Каневская. - Достаточно начать с малого, например, установить традицию всей семьей кататься на велосипедах летом или на лыжах зимой, регулярно играть в бадминтон или настольный теннис. В общем, найти интересное занятие, в котором можно участвовать всей семьей. Со временем школьник поймет, что дополнительные занятия - это не работа, а удовольствие. Стремление к познанию нового, желание вести спортивный образ жизни и развиваться закладываются в детстве, поэтому очень важно вовремя научить этому собственных детей. Именно в этом и есть главная цель дополнительного образования.

Топ-6 интересных бесплатных кружков для школьников в столице

Астрономический кружок Планетария - отличный выбор для детей, которых интересует все, что связано с космосом. На занятиях дети самостоятельно наблюдают за луной и звездами, ездят в обсерватории и знакомятся с космонавтами, а лекции ребятам читают преподаватели МГУ.

Основы морского дела - кружок при Московском городском детском морском центре им. Петра Великого. В одном из старейших морских клубов столицы ребят научат разбираться в устройстве кораблей и в азбуке Морзе, вязать узлы и управлять штурвалом. Кроме того, его слушатели пройдут подробный курс по истории морского флота и военно-морской подготовке. У клуба есть собственная береговая база в Химках и учебная флотилия, где со школьниками в теплую погоду проводят практические занятия.

Кружок «Юные исследователи природы» при МГУ работает на базе биофака Московского университета. Помимо занятий на биофаке студийцы проводят время на Звенигородской биостанции МГУ, отправляются в многодневные полевые экологические практики.

Центр проектного творчества «Старт Про» - центр также называют «детским Сколково», тут собрана одна из лучших научных баз для школьников в стране. В центре работают шесть лабораторий, которые предлагают обучение по 60 программам. В том числе по занимательной математике, созданию роботов, работе с инструментами, природными материалами и металлами.

Центр дополнительного образования «Юный автомобилист». Погонять на мотоциклах на занятиях могут даже восьмилетки, а за руль автомобиля здесь сажают с 12 лет. Также в кружке можно научиться ремонтировать технику, оказывать первую помощь при ДТП, выучить Правила дорожного движения и даже сдать экзамен.

Палеонтологический кружок в Музее имени Тимирязева. На занятиях ребят знакомят с геологическими дисциплинами, учат вести полевой дневник. На выходных члены кружка выезжают на геологические разрезы в Подмосковье, а на каникулах отправляются в длительные поездки для исследования ископаемых других регионов.

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.