Каждая мамочка гордиться своим ребёнком и любит похвастаться его успехами. Поэтому-то на детских площадках часто можно услышать фразы: «А мой…», «А у моей…» и т.д. И чем больше подобных разговоров ведётся вокруг, тем страшнее становиться молодой родительнице, у которой малыш что-то не умеет делать, хотя все дети в этом возрасте уже ЭТО делают.

Особое волнение у мам и бабушек вызывает неумение или нежелание ребёнка сидеть и ползать в 7 -8 месяцев. Понять их можно. Данные навыки являются очень важным показателем развития. Однако стоит ли так уж сильно волноваться?

Когда дети начинают сидеть и ползать

Дети развиваются с разной скоростью. Нет определённой таблицы, в которой указано, что через столько дней после рождения малыш сядет, а через столько поползёт. К примеру, считается, что к полугоду кроха должен уверенно сидеть. Однако некоторые дети садятся уже в 5 месяцев, а некоторые только к 7. И это нормально.

То же самое и с умением ползать. Среди родителей бытует мнение, что малыш должен начать активно ползать в 6-8 месяцев. Однако известный своими ТВ программами доктор Евгений Олегович Комаровский считает, что отпрыск вообще никому ничего не должен. Он поползёт тогда, когда у него в этом возникнет необходимость.

Когда ребенок начнет садиться и ползать, мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, существует не много серьёзных нарушений, при которых ребёнок не может научиться сидеть или ходить, и встречаются они в медицинской практике достаточно редко. В отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах, когда нужно ползать. При нормальном физическом развитии говорит Комаровский, маленький человечек начнёт и без помощи родителей сидеть, стоять, ползать и ходить. Но только тогда, когда он захочет делать это сам.

Задача взрослых в этом случае сводится только к тому, чтобы позволить своему карапузу нормально развиваться. При этом ни в коем случае нельзя превращать обучение новым навыкам в тяжёлый труд для чада. Это как раз может вызвать обратную реакцию маленькой личности и он просто не захочет ползать. А вот помогать крохе мама и папа обязаны. По мнению Евгения Комаровского, закалка и упражнения для развития мускулатуры можно начинать делать в самом раннем возрасте. Эти процедуры укрепят организм и позволят быстрее освоить навыки, предшествующие первым самостоятельным шагам.

Комаровский считает, что ребёнок в 7-8 месяцев может ещё не сидеть или не ползать по следующим причинам:
физическое развитие – мускулатура ребёнка недостаточно окрепла;
развитие личности – малыш эмоционально не готов к новой ступени развития;
лишний вес – малышу тяжело совершать лишние движения из-за избыточной массы тела;
обстановка в семье;
показатели физического здоровья.
Первые две причины отнюдь не связаны с отставанием в развитии. Это просто индивидуальные особенности. Успокаивая нервничающих мамаш, Комаровский утверждает, что ползание – это очень важный этап развития маленького человечка. Однако некоторые дети его вообще пропускают и сразу переходят к следующему этапу – хождению.

Что делать, если ребёнок не сидит и не ползает в 8 месяцев?

По словам Евгения Комаровского, любой новый навык ребёнок приобретает тогда, когда в нём лично заинтересован. Каждый малыш стремиться познавать мир и именно для этого осваивает новые движения. В задачу родителей же входит поддерживать этот интерес. Причём начинать заниматься надо не в 7-8 месяцев, когда возникла «проблема», а гораздо раньше.

Уже в 3 месяца большинство детей уверено держат головку. Если малыш не научился делать это самостоятельно, то стоит ему помочь. Делается это просто. Ребёночка нужно чаще переворачивать на животик и выкладывать перед ним игрушки. Дополнительной мерой может стать укрепляющий массаж, который будет способствовать развитию мускулатуры и подготовит её к появляющимся двигательным навыкам.

В 4 месяца кроху стоит активно тренировать хватать различные предметы. Главное, давать ему такие игрушки, которые малыш сможет ухватить. Очень хорошо, если в этом возрасте чадо научится хватать свои ножки. Не беда, если он будет стараться затянуть их в рот. Это лучший способ растяжки мышц.

К полугоду малыш уже стремится садиться. Однако не стоит сажать его самостоятельно, по совету доктора Комаровского. А вот помочь карапузу сесть, дав ухватиться за пальцы, вполне приемлемо. Что касается ползания, то тут ещё проще. Перед лежащим на животике малышом можно разложить игрушки, но так, чтобы он за ними тянулся. В итоге крохе очень захочется их взять, и он поползёт.

Значит можно успокоиться?

На этот вопрос доктор Комаровский отвечает однозначно – да. Если врач-педиатр, наблюдающий малыша, не говорит о явных отклонениях в его развитии, значит всё в порядке. И не надо оглядываться на других детей.

При нормальном физическом развитии ребёнок начинает стремиться двигаться ползком после того, как полностью освоил навык переворачивания на живот. Однако в отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах. Так что часто малыши, пренебрегая традиционным ползанием, ищут альтернативные способы передвижения, а некоторые вообще сразу стремятся встать и перемещаться на «своих двоих» цепляясь за спинку своей кроватки или родительского дивана.

Видео «Школа доктора Комаровского, Нормы и сроки»

* Наблюдая, как он растет *

318. Он повторяет всю историю человеческого развития.

Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как растет и развивается ребенок. Сначала вы замечаете только, что он увеличивается в размере. Затем он начинает постигать разные человеческие премудрости. Но в действительности его развитие - гораздо более сложный процесс, чем вам кажется. Каждый ребенок в процессе своего развития повторяет шаг за шагом всю историю человечества, его физиологическое и духовное развитие. Сначала в чреве матери зарождается клетка, которая впоследствии станет человеком, так же как когда-то в океане появилась первая живая клетка. Несколько недель спустя у зародыша, находящегося в амниотической жидкости, появляются жабры, как у рыбы. А когда годовалый ребенок с четверенек поднимается на две ноги, то тем самым он отдает дань нашим далеким предкам, которые начали когда-то ходить на двух ногах. Именно в это время ребенок учится пользоваться своими руками, приобретает ловкость. Наши далекие предки встали на две конечности, так как обнаружили, что рукам можно найти более полезное применение, чем ходьба. После 6 лет ребенок частично освобождается от своей зависимости от родителей. Главным делом этого периода его жизни становится приспособление к внешнему миру. Он серьезно изучает "правила игры". Возможно, он переживает тот период в истории человечества, когда наши дикие предки нашли, что гораздо лучше объединяться в большие группы, чем скитаться по лесу отдельными семьями. Объединившись, люди вынуждены были научиться сотрудничать друг с другом, сдерживать себя, установить законы и правила взаимоотношений, а не полагаться на старейших во всех делах рода.

319. Медленно развивающиеся дети.

Вы с огромным интересом следите за развитием своего ребенка. Если он быстро растет, вы гордитесь им, да и собой тоже, за то, что произвели его на свет. Когда ребенок радуется своим достижениям, когда он с восторженным изумлением открывает для себя окружающий мир, вы вновь переживаете самые чудесные дни своего детства. Но вы немедленно начинаете беспокоиться, если ваш ребенок начинает отставать в каком-то отношении от детей ваших знакомых. Вы не просто нервничаете, вы чувствуете себя немного виноватой. Так уж устроены все хорошие родители: чуть что-нибудь не так и они уже гадают, правильно ли они ухаживают за своим ребенком, передали ли они ребенку здоровую наследственность.
Медленное развитие крайне редко имеет отношение к плохому уходу за ребенком или наследственным дефектам.
Развитие каждого ребенка сугубо индивидуально и представляет собой очень сложное явление (см. раздел 53). Ребенок наследует от своих родителей и предков различные черты: возраст, в котором он начинает ходить, разговаривать, появление зубов, рост, более раннее или позднее половое созревание. Но этими качествами члены семьи обладают в разной степени, так как наследственность - это смесь самых разных качеств.
Такие этапы в развитии ребенка, как умение держать головку прямо, сидеть, ползать, стоять, ходить, называются моторным развитием. Существуют средние возрастные нормативы для каждого из этих этапов развития, но практически совершенно здоровые, нормальные дети сильно разнятся в своем развитии.
Существуют очень редкие болезни, которые мешают моторному развитию ребенка. Но диагноз может поставить только врач.
Огромное большинство случаев нормального развития (больше чем девять из десяти) это просто нормальные вариации развития.

320. Умственное развитие.

Умственное развитие ребенка в отличие от моторного гораздо больше зависит от окружения, чем от наследственности. Дети, рожденные матерями с низким интеллектом, но взятые на воспитание людьми с высоким умственным развитием, становятся в этом отношении похожими на своих приемных родителей.

321. Социальное и эмоциональное развитие.

Частично оно зависит от темперамента, с которым ребенок родится, т.е. спокойный он или активный. Но в еще большей степени социальное и эмоциональное развитие ребенка зависит от условий его жизни. Нет оснований полагать, что такие качества, как алкоголизм, лживость, жестокость и преступность, передаются по наследству.
Разумеется, медленно развивающийся ребенок должен находиться под наблюдением врача, который может обнаружить болезнь или дефект, нуждающийся в исправлении. Это особенно необходимо, если ребенок отстает не только в моторном, но и нервно-психическом развитии.

322. В первые 2-3 недели ребенок внутренне сосредоточен.

В этот период у него почти нет контакта с внешним миром. Большую часть времени ребенок как бы вслушивается в то, что происходит в его организме. Когда его организм говорит ему, что все в порядке, ребенок мирно спит. Когда организм подает сигналы голода, желудочного расстройства или усталости, ребенок всем своим существом отдается этим неприятным ощущениям, потому что ничто другое пока не может отвлечь его. В этот период одних детей мучают боли от задержки газов, другие регулярно плачут, а третьи всегда кричат перед тем как уснуть.
После 3 недель ребенок начинает замечать окружающий мир. Он поворачивает голову во все стороны и выглядит очень довольным тем, что он видит.

323. Сначала он поднимает голову.

Ребенок учится управлять своим телом постепенно: сначала головой, потом руками, торсом и ногами. Только что родившийся ребенок умеет только сосать. Когда соска, палец или любой предмет касается его щеки, он пытается достать его ротиком. Если вы будете держать его голову, он будет сердито вырываться. Возможно, этот инстинкт предусмотрен природой, чтобы ребенок не задушил себя.
Матери часто спрашивают: "Когда ребенок начинает видеть?" Это постепенный процесс, так же как и все другие этапы развития ребенка. Сразу после рождения он может отличить свет от темноты. Слишком яркий свет беспокоит его и заставляет закрывать глаза. В первые недели новорожденный начинает останавливать взгляд на предметах недалеко от себя. К одному или двум месяца он узнает лица близких и реагирует на их появление. К трем месяцам ребенок уже разглядывает все вокруг себя. В первые месяцы ребенку еще трудно координировать оба глаза и он часто косит. Поверхность его глаз пока не очень чувствительна и пылинка, попавшая в глаз, обычно не беспокоит его.
Только что родившийся ребенок первые дня два почти ничего не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе. Но скоро у него установится прекрасный слух и он будет вздрагивать при громких звуках. У некоторых новорожденных глухота продолжается в течение нескольких первых дней из-за того, что жидкость в ухе впитывается медленнее.

324. Он рано начинает улыбаться, так как он общительное создание.

Однажды ваш ребенок вдруг улыбнется вам. Обычно это происходит между первым и вторым месяцем в один из моментов, когда вы будете нежно с ним разговаривать. Его первая улыбка сделает вас счастливой. Вы только подумайте, что значит первая улыбка в развитии ребенка. В этом возрасте он еще ничего не знает и не умеет, он еще не может пользоваться руками, даже головы повернуть не может, но он уже знает, что он существо общественное, ему приятно быть среди любящих людей и ему хочется отвечать им тем же. Если ребенок будет расти в атмосфере любви и нежности, то хотя временами вы и будете проявлять разумную твердость, он сохранит свое дружелюбное отношение к людям потому, что это заложено в его натуре.

325. Движения.

Только что родившиеся дети очень редко могут засунуть палец в рот. Большинство новорожденных не всегда могут даже донести руку до рта в первые 2-3 месяца. Кроме того, их кулачки все еще крепко сжаты, поэтому они не скоро смогут отделить большой палец и засунуть его в рот.
Но главная функция рук - хватать и держать предметы. Новорожденный как будто заранее знает, что ему предстоит освоить в ближайшее время. Задолго до того, как он сможет схватить предмет рукой, он пытается сделать это и ему явно этого хочется. Если вы вложите погремушку в его руку, он ее удержит и помашет ею. В середине первого года он учится дотягиваться и брать предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Постепенно он учится все эффективнее пользоваться руками. В конце первого года ему нравится осторожно брать пальчиками пылинки, крошки или мелкие предметы.

326. Правой или левой рукой?

По этому вопросу мнения расходятся. В первый год жизни дети одинаково владеют обеими руками, а затем постепенно становятся либо левшами, либо правшами. Некоторые дети несколько месяцев пользуются в основном одной рукой, а затем переходят ко второй.
До сих пор ученые, занимавшиеся этим вопросом, считали, что это врожденное качество, которое рано или поздно проявляется в каждом человеке. Специалисты по детской речи и чтению полагали, что попытки заставить левшу пользоваться правой рукой приводили к заиканию и трудностям в чтении. Они считали, что лучше оставить ребенка в покое из опасения травмировать предполагаемого левшу. В последнее время доктор Абрам Блау опубликовал книгу "Господствующая рука", в которой он доказывает, что предпочтение, отдаваемое правой или левой руке, - не врожденное свойство, а приобретенная привычка. Он предлагает родителям тактично помогать ребенку с самого рождения отдавать предпочтение правой руке. Он считает, что ребенок, который все-таки пользуется левой рукой, несмотря на все попытки матери, делает это нарочно из духа противоречия (качество, называемое негативизмом). Я думаю, из этих двух противоположных теорий родителям безопаснее всего выбрать компромиссное решение. Если ребенок не отдает предпочтения ни одной руке (что наиболее вероятно в середине первого года, когда он начинает пользоваться руками) или, если он явно правша, то считайте его правшой и вкладывайте предметы (игрушку, пищу, а позже и ложку) в его правую руку. Но если с самого начала или позднее ребенок начинает отдавать явное предпочтение левой руке, я бы не стал с ним спорить и настаивать. Лучше оставить его в покое. Даже, если он только из-за упрямства пользуется левой рукой, то вы ничего не добьетесь, борясь с ним, но будете способствовать еще большему упрямству и даже враждебности. Итак, вы должны тактично направлять ребенка, но не вступать с ним в борьбу.

327. Как ребенок относится к незнакомым людям.

Наблюдая, как ребенок реагирует не незнакомых людей, вы можете получить некоторое представление о его развитии. Вот как он ведет себя на приеме у врача. Двухмесячный ребенок почти не обращает внимания на врача. Лежа на столе, он смотрит через его плечо на свою маму. Осматривать трехмесячного ребенка - одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. Он может так разволноваться, что будет еще долго плакать и после того, как вы уйдете из кабинета врача. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого. Он может испугаться даже своего отца. Возможно, в этом возрасте он уже достаточно умен, чтобы отличать своих от чужих. Если ваш ребенок боится чужих людей и незнакомых мест, лучше оберегать его от излишних волнений. Просите незнакомых людей держаться в отдаленности, пока ребенок не освоится с ними, особенно вне дома. А к отцу он скоро привыкнет.
Некоторые дети до конца первого года относятся к незнакомым людям довольно безразлично. Они больше заняты различными предметами и освоением новых видов деятельности, чем незнакомыми лицами. Но в годовалом возрасте все меняется. Мне кажется, самый "подозрительный" возраст - это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с самим "злодеем-доктором" (см. также раздел 380).

328. Когда ребенок начинает переворачиваться и сидеть?

Разные дети в разном возрасте начинают переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и ходить. Многое зависит от темперамента и веса ребенка. Гибкий, энергичный ребенок торопится получить свободу передвижения. Упитанный, спокойный ребенок не спешит переходить от одного этапа развития к другому.
Когда ребенок начнет делать первые попытки переворачиваться, его уже нельзя оставлять без присмотра на столе даже на секунду. А когда он действительно научится переворачиваться, его небезопасно оставлять даже посередине большой кровати; просто поразительно, как быстро ребенок оказывается на ее краю.
Большинство детей хорошо сидят (с небольшой помощью) между 7-м и 9-м месяцем. Но некоторые дети, нормально развивающиеся и физически, и умственно, начинают сидеть только в год. Сначала ребенок делает попытки сесть. Если вы возьмете его за ручки, он попытается подтянуться и сесть. Видя такое стремление, матери спрашивают, как рано можно усаживать ребенка на подушку. Врачи считают, что делать этого не следует до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сидеть в течение нескольких минут. Но это не значит, что нельзя играть с ребенком, подтягивая его до сидячего положения, или сажать его на колени, или в коляске подкладывать под спину подушку, чтобы ребенок сидел в наклонном положении. Но следите, чтобы спина и шея ребенка были выпрямленными. Ребенку вредно долго оставаться в сгорбленном положении.

329. Высокое креслице.

Оно очень удобно, если ребенок ест за общим столом. Но дети часто падают с них. Если ребенок ест отдельно от остальных членов семьи, лучше купить ему маленький столик и стульчик. Если же вы хотите пользоваться высоким креслом, то выбирайте такое, которое имеет широкое основание (чтобы не так просто опрокидывалось) и ремни, чтобы привязывать ребенка к стулу. Не оставляйте ребенка надолго ни в высоком, ни в низком креслице, когда он уже умеет стоять или ползать. Ему нужна свобода.

330. Займите ребенка, пока вы его переодеваете.

Ни один ребенок не понимает, что нужно лежать спокойно, пока мама его переодевает. Это совершенно противоречит его натуре. С тех пор как ребенок научился переворачиваться, он возмущенно кричит и брыкается, отказываясь лежать и ждать, пока его переоденут, как будто это для него неслыханное оскорбление.
Но ребенка можно отвлечь чем-нибудь. Мать может попробовать завладеть его вниманием разговорами и всякими забавными звуками. Можно иметь специально на этот случай какую-нибудь особенную игрушку, например, музыкальную шкатулку, которую вы будете давать ему только во время переодеваний.

331. Когда ребенок начинает ползать.

Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам. Некоторые дети не ползают, а сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Существует множество разных способов ползания. Ребенок может переходить от одного способа к другому по мере совершенствования. Одни дети ползают пятясь, другие - как-то вбок. Одни ползают на выпрямленных ногах и руках, другие - на четвереньках. А есть дети, которые ползают на одном колене и одной вытянутой ноге. Если ребенок умеет быстро ползать, он обычно начинает позже ходить. А тот, который неуклюже ползает или вообще не умеет ползать, будет стараться раньше научиться ходить.

332. Когда ребенок начинает стоять.

Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает между 7-м и 9-м месяцем. Самостоятельно стоять ребенок будет между 9-м и 12-м месяцем. Некоторые дети не умеют стоять и позже, хотя они абсолютно здоровы и умственно полноценны. Обычно это упитанные, спокойные дети или те, у кого ножки долго набирают силу. Не беспокойтесь за такого ребенка, если врач считает, что он здоров.
Очень многие дети, научившись вставать, не знают, как снова сесть. Бедный крошка может простоять несколько часов, пока не свалится от изнеможения. Когда мать посадит такого ребенка, оторвав его от перил кровати или манежа, он моментально забывает об усталости и снова подтягивается и встает. Но на этот раз он начинает плакать уже через несколько минут. Единственное, что мать может предпринять, дать ему какой-нибудь интересный предмет поиграть, чтобы подольше удержать его в сидячем положении. Подольше катайте его в коляске и утешайтесь надеждой, что через неделю он, возможно, научится садиться. В один прекрасный момент ребенок впервые попробует очень осторожно опуститься. Через несколько недель он научится двигаться вдоль перил манежа, сначала держась за них обеими руками, а потом одной. В конце концов ребенок невзначай отпустит перила на несколько секунд, не сознавая, какой смелый шаг он сделал. Так он готовится ходить. Родители часто спрашивают, нужны ли ребенку "ходунки", т. е. Такие приспособления, которые помогают ему передвигаться, пока он не умеет ходить. Цель их: дать ребенку интересное занятие и обеспечить его безопасность. Иногда врачи не советуют пользоваться "ходунками", если ребенок кривит ножки, потому что в "ходунках" он может еще больше их скривить. Обсудите этот вопрос со своим врачом. Но в любом случае я бы советовал не держать ребенка в "ходунках" все время. Ему необходимо дать все возможности ползать и исследовать окружающий мир.

333. Когда ребенок начинает ходить.

Множество факторов определяют возраст, в котором ребенок начинает ходить самостоятельно. Если ребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он, возможно, только месяца через два снова попробует пойти самостоятельно. Или, если он упадет и ударится после первых попыток ходить, то он может еще много недель бояться оторвать руки от опоры.
Большинство детей начинает ходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые - уже в 9 месяцев. Довольно многие дети, вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никаких физических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.
Когда ребенок начинает ходить, возникает множество проблем: обувь, дисциплина и др., которые обсуждаются в последующих разделах.
Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить. Я помню, когда одна мать водила своего еще не умевшего ходить ребенка, держа за обе ручки. Ребенок был в восторге. Ему так нравилось ходить в "подвешенном состоянии", что он требовал этого целый день. Бедная мать попала в очень тяжелое положение, ее спина невыносимо болела.
Часто матери спрашивают, не вредно ли для ножек ребенка, если он начинает ходить слишком рано. Известно, что телосложение ребенка может выдержать любую нагрузку при условии, что он самостоятельно переходит от одного этапа развития к другому. У только что начинающих ходить детей иногда кривятся ножки, но это не зависит от возраста ребенка.

334. Ноги.

В первые два года ступни ребенка выглядят так, как будто у него плоскостопие. Это происходит от того, что его ступня еще не сформировалась окончательно и ножки ребенка очень пухлые. Учась стоять и ходить, ребенок упражняет мускулы, помогающие сформировать свод ноги (см. следующий раздел).
Форма ног зависит от нескольких факторов, включая наследственность и наличие рахита (размягчение костей от недостатка витамина D). У некоторых детей ноги искривляются и при отсутствии рахита. Особенно этому подвержены хорошо упитанные и активные, сильные дети. Но, если у ребенка имеется тенденция кривить ноги и при этом он заболеет рахитом, то кривизна ног развивается особенно быстро и в сильной степени. Другим фактором, влияющим на форму ног, является положение, в котором они обычно находятся. Например, иногда ноги от щиколотки кривятся внутрь оттого, что ребенок всегда сидит, поджав их под себя. Иногда ступни кривятся внутрь оттого, что, лежа на животе, ребенок всегда повертывал ноги внутрь. Некоторые дети начинают косолапить после того, как они передвигаются в "ходунках", отталкиваясь внешними краями ступней.
Все дети ставят носки врозь, когда учатся ходить. А затем по мере совершенствования ставят их все прямее. Некоторые дети ставят ступни носками в противоположные стороны, как Чарли Чаплин. Ребенок, начинающий ходить, ставя ступни почти параллельно, возможно, в будущем будет косолапить. Часто ребенок с кривыми ногами косолапит.
Врач внимательно следит за развитием ног ребенка с того времени, когда ребенок начинает стоять. Вот почему так важно регулярно посещать врача и на втором году жизни. При различных дефектах ног ребенка врач может прописать ортопедическую обувь.

335. Обувь - когда и какая.

Обычно ребенок нуждается в обуви, только когда он ходит по улице. Совершенно нормально, если его руки и ноги холодные - это его нисколько не беспокоит. Другими словами, нет никакой необходимости в вязаных башмачках или мягких ботиночках в первый год жизни, разве что полы в доме очень холодные.
Когда ребенок научится стоять и ходить, тем более ценно оставлять его босым, если позволяют условия. Свод стопы ребенка вначале сравнительно плоский. Свод становится выпуклым, укрепляются щиколотки, когда ребенок стоит и энергично ходит. (Мне кажется, что именно поэтому кожа на своде ступни боится щекотки. Таким образом, природа напоминает нам, что эту часть ступни следует поднимать над землей.) Ходьба по неровной или шершавой поверхности также помогает развивать и укреплять мускулы ног. Если ваш ребенок всегда ходит по гладкому полу и его ножки всегда обуты (особенно если подметки жесткие), то мускулы его ступней расслабляются и развивается плоскостопие.
Разумеется, ребенку нужно надеть ботинки, когда он гуляет в холодную погоду или, если он ходит по асфальту или другой "опасной" поверхности. Но дома ребенку лучше ходить босиком до 2-3 лет. В теплую погоду ребенку полезно ходить босиком на пляже, в садике и в других безопасных местах.
Обычно врачи рекомендуют покупать первые ботинки с полужесткими подметками, чтобы мускулы ног имели возможность работать. Очень важно, чтобы ботинки и носки были достаточно велики, - тогда пальцы на ногах не будут подгибаться (но не настолько велики, чтобы ребенок падал).
Маленькие дети очень быстро вырастают из ботинок. Иногда приходится покупать им обувь каждые 2 месяца. Мать каждые несколько недель должна проверять, не вырос ли ребенок из ботинок. Ботинки должны быть немного больше ноги ребенка, потому что во время ходьбы пальцы ног продвигаются вперед. Когда ребенок стоит, носок ботинка должен оставаться свободным приблизительно на 2 см. Когда ребенок сидит, его нога не заполняет всего ботинка, поэтому проверять обувь нужно, пока ребенок стоит. Обувь должна быть достаточно широкой.
Если врач прописывает ортопедическую обувь с клинышками для исправления слабых щиколоток, косолапости, кривых ног, он, вероятно, посоветует жесткие прочные ботинки. Ортопедические ботинки лучше помогают, если они жесткие и высокие.
Если у вашего ребенка сильные ножки, можно купить ему полужесткие ботинки, даже самые дешевые, если они хорошо сидят на ноге и достаточно большого размера.

336. Когда ребенок начинает разговаривать.

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Все люди - и старые, и молодые - чувствуют потребность разговаривать, высказаться, когда они находятся среди общительных, сочувствующих друзей. Ребенок - не исключение, только сначала он должен захотеть научиться разговаривать.
Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Такой ребенок действительно медленнее будет пополнять свой словарный запас, но вряд ли он будет вообще молчать. Но если, кроме этого, родители будут сдерживать стремление ребенка к общительности и постоянно одергивать его, то он действительно будет молчать.
Бывает, что мать говорит с ребенком такими длинными предложениями, что он не успевает выделить и запомнить ни одного слова. Но это встречается редко, так как мы инстинктивно говорим с детьми короткими фразами с ударением на самом главном слове.
Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Разумеется, если ребенок очень сильно отстает в физическом развитии (например, в 2 года еще только научился сидеть), то он и говорить начнет поздно. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.
Большинство детей вначале произносят все слова неправильно, но постепенно говорят все лучше и чище. У некоторых детей не получаются определенные звуки. Иногда причиной этого является неуклюжесть языка либо другого органа речи. В конце концов некоторые взрослые тоже шепелявят, хотя всеми силами пытаются избавиться от этого недостатка. Иногда ребенок неправильно произносит какое-то слово, хотя те же звуки в других словах произносит правильно. Незначительные отставания в развитии речи ничего не значат, если в других отношениях ребенок развивается нормально, если он весел и в его жизни все благополучно. Полезно время от времени поправлять ребенка в дружелюбном тоне. Но было бы ошибкой относиться к произношению ребенка слишком серьезно и постоянно придираться к нему.
Что делать с ребенком, который в 3, 4 или в 5 лет говорит настолько невнятно, что другие дети не могут его понять и смеются над ним? Прежде всего необходимо проверить его слух. Можно обратиться к логопеду. Но это должен быть специалист, который умеет обращаться с маленькими детьми и сделать уроки интересными. Найдете вы логопеда или нет, ребенок должен как можно больше находиться в обществе детей, желательно своего возраста. Еще лучше отдать в хороший детский сад. Чуткая воспитательница тактично защитит ребенка с речевым дефектом от насмешек товарищей. Обычно воспитательница скорее может помочь ребенку исправить дефект речи, чем родители, потому что она меньше беспокоится об этом.

337. Нарочитое сюсюканье.

Оно встречается у детей, которые ревнуют к младшему брату или сестре, если им кажется, что к маленьким братьям и сестрам родители проявляют больше любви и внимания (см. раздел 464). Но иногда ребенок нарочно сюсюкает и без "соперников" в семье. Например, мне приходит на память маленькая девочка с завитыми локонами и в нарядном платьице - единственное дитя в обожающей ее семье. Все члены семьи забавляются крошкой, забывая, что ей предстоит повзрослеть. Они продолжают сюсюкать с маленькой девочкой и тогда, когда она уже давно вышла из возраста, для которого это естественно. Они показывают своим поведением, что девочка им больше нравится, когда она ведет себя, как "очаровательный пупсик". Не удивительно, что девочка охотно играет эту роль. Но ей будет очень трудно, когда она окажется среди детей своего возраста, потому что они не будут считать ее "милым пупсиком", они будут смеяться над ней.

* Развитие зубов *

338. Время появления первых зубов ничего не значит.

У разных детей развитие зубов протекает по-разному. Одни дети жуют все подряд, капризничают и хнычут за 3-4 месяца до появления каждого зуба и портят жизнь всем членам семьи. А у других детей зубы прорезаются безболезненно, и мать их обнаруживает случайно в один прекрасный день, вообще не подозревая, что у ребенка выросли зубы. У относительно здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью. В одной семье почти у всех детей зубы появляются раньше, а в другой - позже. Не думайте, что ваш ребенок лучше другого, если у него рано прорезались зубы. И не считайте, что ваш ребенок умственно и физически отстает, потому что зубы у него появились поздно.

339. Как растут зубы у ребенка.

Как правило, первые зубы появляются около 7 месяцев, но еще с 3-4 месяцев ребенок хнычет, все кусает и периодически плачет. В первые 2,5 года у ребенка должно вырасти 20 зубов, поэтому не удивительно, что почти любое недомогание в этот период так легко объяснить прорезыванием зубов.
В прежнее время прорезывание зубов считали причиной простуды, поноса, повышения температуры тела. Разумеется, причина этих болезней не прорезывание зубов. Однако, у некоторых детей прорезывание зубов снижает общую сопротивляемость организма и они в этом время легче заболевают. Поэтому, если при прорезывании зубов ребенок заболеет или температура превысит 38°, необходимо вызвать врача для установления диагноза и лечения.
Обычно первыми появляются два нижних центральных зуба (8 передних зубов называются резцами). Через несколько месяцев прорезаются четыре верхних резца. Обычно к году у ребенка имеется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху). Затем обычно бывает перерыв в несколько месяцев, после чего почти один за другим прорезаются еще 6 зубов: 2 оставшихся нижних резца и 4 коренных зуба, которые находятся на боковых сторонах челюсти. Между коренными зубами и резцами остается место для клыков (заостренных на концах), которые появляются через несколько месяцев после коренных зубов. Как правило, они прорезываются во второй половине второго года. Последними вырастают еще 4 коренных зуба, обычно в первой половине третьего года жизни.

340. Когда прорезываются зубы, ребенок часто просыпается ночью.

Первые четыре коренных зуба прорезываются особенно болезненно. Ребенок может капризничать и потерять аппетит на несколько дней. Он может просыпаться несколько раз за ночь. Если он снова быстро не засыпает, то это может стать проблемой. Самый простой способ успокоить ребенка - дать ему молока из чашки или из соски. Не рискованно ли это? В большинстве случаев ребенок перестает просыпаться, как только зубы прорежутся. Но иногда у детей развивается привычка просыпаться ночью, особенно если их берут на руки и занимаются ими. Поэтому я думаю, что лучше не кормить ребенка ночью и не брать его на руки, если он сам засыпает через несколько минут. Если же вам приходится кормить его ночью, делайте это в кроватке, но, как только зубы прорежутся, немедленно прекратите эту практику.
Когда в середине первого года жизни у ребенка растут первые зубы, он тоже часто просыпается ночью.

341. Дайте ребенку возможность жевать.

Некоторые матери считают своей обязанностью ничего не позволять ребенку класть в рот. Но большинству детей это просто необходимо по крайней мере от 6 до 15 месяцев. Постоянная борьба измучает и мать, и ребенка. Разумнее обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев, чтобы ребенок не поранил себя, если упадет. Очень удобны для этой цели резиновые кольца, но подойдет любой кусок резины, которые ребенку удобно держать в руке. Будьте осторожны с игрушками из тонкого целлулоида. Иногда дети откалывают маленькие кусочки целлулоида, глотают их и могут подавиться. Следите, чтобы ребенок не грыз краску с мебели и других предметов. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи. Разрешите ребенку жевать все, что он хочет, кроме опасных для него предметов. Не бойтесь бактерий, живущих на предметах, которые он жует. Это его собственные бактерии, к которым он давно привык. Конечно, надо вымыть кольцо водой с мылом, если оно упадет на пол или если его схватит собака. Кипятите время от времени тряпку, которую ребенок жует. Некоторым детям нравится сильный массаж десен.

342. Как укреплять зубы.

Прежде всего необходимо помнить, что коронки зубов (т. е. та часть зубов, которая выступает на поверхности десен) образуются в деснах задолго до рождения ребенка из тех веществ, которые мать получает с питанием во время беременности. Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций и фосфор (молоко и сыр), витамины D (в виде концентрата и солнечных лучей), витамин C (в виде концентрата, апельсинов и других цитрусовых, свежих помидоров, капусты). Витамин A и некоторые витамины группы B, по всей видимости, так же необходимы, как и другие вещества.
Постоянные зубы ребенка, которые появляются не раньше 6 лет, начинают формироваться через несколько месяцев после рождения. в этом возрасте ребенок получает большое количество фосфора и кальция из молока. С месячного возраста ребенок должен получать витамины C и D (обычно их дают новорожденным в виде концентратов).

343. Фтор, содержащийся в воде, укрепляет зубы.

Фтор - очень ценное вещество для построения хороших зубов. Оно должно быть в составе питания рациона и беременной женщины, и маленького ребенка в период формирования постоянных зубов. В тех странах, где фтор содержится в воде, зубы разрушаются гораздо меньше. Во многих странах фтор добавляют в воду. Если в воде он отсутствует, зубной врач может частично восполнить этот недостаток, нанеся фтор тонким слоем на зубы ребенка. До сих пор некоторые люди восстают против добавления фтора к воде, считая это вредным, несмотря на тщательные исследования ученых и их заключение о пользе такой меры. Но в свое время многие возражали и против всеобщей вакцинации, и против хлорирования воды, хотя сейчас это стало обыденным явлением.

344. Сахар и пища, содержащая крахмал, способствует разрушению зубов.

Ученые еще не нашли исчерпывающего ответа на вопрос, отчего разрушаются зубы (явление, называемое кариесом). Питание женщины в период беременности и питание ребенка безусловно очень важно для предупреждения кариеса. Наследственность тоже играет некоторую роль.
Даже крепкие с виду зубы могут начать разрушаться. Зубные врачи считают, что разрушение вызывается главным образом молочной кислотой, которая вырабатывается бактериями, живущими в сахаре и крахмале, застрявшем в зубах. Чем дольше остатки этой пищи находятся на зубах, тем больше размножается бактерий и тем больше вырабатывается молочной кислоты, которая разъедает отверстия в зубах. Вот почему жевание сладостей (конфеты, печенье, сухие фрукты, сладкие напитки, пирожные) между кормлениями особенно способствует разрушению зубов.
Конечно, во фруктах и даже в овощах тоже содержится сахар. Но в них он находится в растворенном состоянии и поэтому скорее смывается. Грубая клетчатка фруктов и овощей действует на зубы, как зубная щетка. Все мы едим пищу, содержащую крахмал, но обычно только в определенные часы. Кроме того, хлеб, крупы грубого помола и картофель не прилипают к зубам надолго. Зубы страдают от частых "перекусываний" вне расписания (особенно если это пища, надолго застревающая в зубах, как сладкое и крахмал).

345. Уход за зубами.

Некоторые врачи советуют начинать чистить зубы ребенка, когда появляются первые 4 коренных зуба, т. е. приблизительно в первой половине второго года жизни. Я думаю, лучше подождать до 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Если его мать и отец чистят зубы, он тоже хочет попробовать. Купите ему зубную щетку, как только он проявит к ней интерес, и пусть он пробует. Разумеется, вначале у него ничего не получится, но вы тактично ему поможете. Вы скажете, что я чересчур подробно говорю на эту тему. Я только хочу показать на этом примере, что нет нужды заставлять ребенка что-то делать, как уверены многие взрослые, так как в свое время он с огромным удовольствием сам будет делать то, что взрослые, может быть, считают неприятной обязанностью. Но только дайте ему возможность самому научиться.
Главная цель чистки зубов - удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве.

346. Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет.

Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Пломбировать их надо, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, сохранит зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли. Даже, если зубы трехлетнего ребенка целы, все-таки имеет смысл повести его к зубному врачу по двум причинам: чтобы удостовериться, что зубы здоровы, и чтобы впоследствии ребенок шел к зубному врачу без страха. Если в первый раз ему не причинили боли, он не будет бояться вставлять пломбу, когда это впервые потребуется.
Часто родители думают, что бесполезно ухаживать за молочными зубами, так как они все равно выпадут. Это неправильно. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу. Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет. Поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

347. Постоянные зубы.

Они начинают появляться около 6 лет. Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными коренными зубами. Первыми выпадают нижние центральные резцы. Постоянные зубы, вырастая, разрушают корни молочных зубов, расшатывают их до тех пор, пока они совсем не выпадут. Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Вслед за коренными зубами, выросшими в 6 лет, появляются вторые коренные зубы около 12 лет. Зубы мудрости вырастают гораздо позже, примерно в 18 лет (а иногда вообще не вырастают).
Иногда постоянные зубы вырастают кривыми или смещенными, но со временем они несколько выравниваются. Правда, заранее трудно сказать, насколько они исправятся. Зубной врач, проверяющий зубы вашего ребенка каждые 6 месяцев, может назначить лечение.

Во сколько месяцев ребенок должен начать ползать? Что делать, если малыш не хочет ползать? Стоит ли беспокоиться и как-то помогать ему? И в каких случаях обращаться к специалисту?

В современном мире принято несколько недооценивать навык ползание, относиться к нему как к второстепенному и необязательному. Хотя именно ползание - один из самых важных моторных навыков развития первого года жизни.

Нужно ли ребенку ползать

В процессе ползания у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее, в свою очередь, будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и многое другое. Межполушарные связи, формирующиеся в первый год жизни, будут служить крохе всю его жизнь.

Развитие первого года жизни

Развитие ребенка — дело очень индивидуальное. Но все же существуют нормы, на которые ориентируются врачи.

  • в 1–2 месяца ребенок должен начать держать голову
  • в 3–4 месяца - начать переворачиваться со спины на живот
  • в 4–5 - повернуться с живота на спину
  • в 5–6 месяцев — научиться подтягивать ножки к животу в положении на животе, встать на четвереньки
  • в 6–7 месяцев — начать раскачиваться на четвереньках, сесть и поползти примерно.

Если ребенку уже 8 месяцев и он не ползает, возможно, стоит помочь ему.

Почему ребенок не ползает

Ползание - сложный навык, к которому малыш готовится буквально с рождения. Нужно иметь крепкую спину, хороший пресс, легко поворачиваться и вставать на четвереньки. Приходится одновременно двигать руками и ногами, следить за целью обоими глазами и огибать внезапные препятствия.

Если малыш здоров и на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца ортопед и невролог не нашли отклонений в развитии, можно спокойно ждать 7–7,5 месяцев и не беспокоиться: детки отличаются друг от друга по темпераменту и личной ловкости-выносливости-смелости-настойчивости и могут довольно сильно обгонять друг друга в тех или иных навыках. Если же и в 8 месяцев ваш ребенок не спешит ползать, то стоит поискать причину.

Чаще всего речь идет о малышах, родившихся с гипоксией. Также причиной может быть небольшая рассинхронизованность движений рук (причина порой кроется в микротравме шейного отдела) или ног (поводом может быть, например, небольшая асимметрия таза). С этим, как правило, отлично справляются за один-два сеанса врачи-остеопаты. Хорошо также помогает и обыкновенная оздоровительная гимнастика, но только в том случае, если взрослые делают ее с малышом ежедневно.

Как помочь малышу наконец поползти

Самое лучшее - это специальный массаж и гимнастика по возрасту. Совершенно необязательно обращаться к дорогостоящим специалистам, в большинстве случаев достаточно ежедневных занятий два-три раза в день по 10–15 минут.

  1. Укрепляем ручки
    Выбирайте момент, когда кроха в хорошем расположении духа, и приступайте к гимнастике.
    Ребенок лежит на спинке. Аккуратно разведите его ручки в сторону, сведите прямые ручки вместе, скрестив их на груди: попеременно то левая, то правая ручка сверху. Дайте малышу самому держаться за пальцы взрослого во время упражнения. Повторите 4–8 раз.
  2. Укрепляем ножки
    Ребенок лежит на спинке. Осторожно возьмите его за голени, согните и разогните правую, затем левую ножку, а потом и обе ножки вместе. Повторите упражнение 6–8 раз.
    Ребенок лежит на спинке. Возьмите малыша за голени так, чтобы ваши большие пальцы лежали на его голенях, а остальные пальцы находились на коленных чашечках крохи. Выпрямляйте ножки ребенка и поднимайте их вертикально вверх, держите в таком положении 1–2 секунды, а затем плавно опускайте вниз. Повторите 6–8 раз.
  3. Учим ползать
    Ребенок лежит на животе. Положите руки на пятки малыша. Энергичным, но в то же время осторожным движением согните его ножки и прижмите их пяточками к ягодицам. Малыш окажется в положении «лягушки». Как правило, после этого ребенок отталкивается от рук взрослого и самостоятельно ползет. Только следите, чтобы ваши упражнения не доставляли крохе явного дискомфорта. Когда ребенок привыкнет к упражнению, начните сгибать ножки попеременно, стимулируя у малыша навык «перекрестного» ползания. Сделайте 3–4 повтора.
  4. Укрепляем пресс
    Ребенок лежит на спинке. Дайте ему ухватиться за ваши указательные пальцы, чтобы кроха держался за ваши руки самостоятельно и буквально «повис» на ваших пальцах. Разведите ручки малыша широко в стороны и, слегка потянув, помогите присесть. Повторите 2–3 раза.
    Ребенок лежит на животе, его ножки упираются во взрослого. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладошки малыша так, чтобы кроха сжал кулачки, а остальными пальцами поддерживает запястья крохи. Затем поднимает его ручки через стороны вверх и помогает встать на коленки. Повторите 2–3 раза.
  5. Укрепляем спинку
    Ребенок лежит на животе. А вы поглаживаете, растираете, «пилите», пощипываете, постукиваете мышцы вдоль его позвоночника - широчайшие мышцы спины и мышцы ягодиц. Этот веселый массаж нужно начинать и заканчивать нежными поглаживаниями. Каждое движение повторите 3–5 раз. Такие упражнения наверняка принесут свои плоды!

С самого первого дня, когда малыш только появляется на свет, мы уже начинаем представлять, как он сделает первые шаги, скажет свое первое слово. Но перед тем, как начать ходить, ребенок должен научиться сидеть и ползать. Родителям не стоит пускать все на самотек. Чтобы малыш развивался правильно и вовремя, ему нужно помогать.

Многие мамы задаются таким вопросом, когда малыш делает большой прыжок в развитии, пропускает этап ползанья и сразу начинает ходить, или наоборот решительно от всего этого отказывается.

Организм ребенка развивается поэтапно, и каждая ступень важна для дальнейшего развития детского организма. Мнение педиатров в этом вопросе также едино, ребенок должен ползать, а родителям необходимо ему в этом помогать. Массажи, гимнастика, плавание в бассейне, все пойдет на пользу растущему организму.

Что дает ребенку ползанье?

Ползать ребенок должен, но что же дает ему этот навык, зачем он вообще нужен. У многих детей после родов ставят такой диагноз, как минимальные мозговые дисфункции. Причиной становятся тяжелые роды или родовые травмы. Процесс ползанья помогает частично это компенсировать, что очень важно для развития подкорковых структур мозга.

Малыши, которые сначала начинают ползать, а потом ходить, имеют более развитый мышечный каркас. Во время ползанья развиваются мышцы всего тела, руки, ноги, плечи, запястья. Когда ребенок ползет, у него правильно раскрывается ладонь, что очень важно для развития мелкой моторики. Именно она напрямую связана с развитием речевого аппарата.

Ползанье несет в себе не только физическое развитие, но и умственное. При передвижении ребенка на четвереньках, развивается двухсторонняя координация. Левое и правое полушарие мозга начинают дружить и отвечать за работу друг друга. Координация становится лучше и малыш начинает хорошо владеть своим телом.

Очень часто случается, что ребенок, который пропустил этап ползанья, имеет проблемы в учебе. Чаще всего это трудности с чтением, которое является основой хорошей успеваемости школьника.

Когда правильно должен ползать ребенок

Каждый человек уникален в своем роде, также и развитие детей происходит сугубо индивидуально. Все нормы и показатели это лишь усредненные значения. Так считается, что малыш должен поползти примерно к шести месяцам. Хорошо освоить этот навык уже к семи. Повторимся, это лишь средние показатели.

Не стоит ждать, что в день исполнения полугода, ваше чадо должно встать на четвереньки и лихо уползти в соседнюю комнату. Все происходит постепенно, по мере готовности опорно-двигательного аппарата. Поводом для обращения к педиатру будет, если ваш малыш не научится ползать к девяти месяцам.

Когда дети должны ползать и сидеть

С самого рождения и до пяти месяцев ребенок находится в горизонтальном положении. Примерно к 5-6 месяцам происходит вертикализация. Первые попытки освоить вертикальное пространство начинаются в основном из положения полулежа.

Когда вы заметите, что малыш пытается приподняться и сесть, значит в скором времени про лежание придется забыть. К семи месяцам ребенок будет хорошо сидеть и активно ползать, познавая новый окружающий мир.

Ребенок должен сначала сидеть или ползать?

Существует три вида ползанья:

  • На животе
  • По-пластунски
  • На четвереньках

Первые два чаще всего относятся к совсем маленьким деткам, около 4-5 месяцев. В это время ребенок учится переворачиваться со спины на живот и одновременно пытается ползти. В возрасте 4-5 месяцев малыши еще не сидят, но могут делать попытки, чтобы ползти на животе и по пластунски.

Нас интересует последний, третий вариант. Ползанье на четвереньках, это этап предшествующий прямохождению. Перед тем, как встать на четвереньки, ребенок должен сначала научиться сидеть.

Во время попыток приподняться и сесть, развиваются мышцы спины и пресса. Ребенок учится опираться на руки и удержать свой вес. Только после того, когда малыш научится хорошо сидеть он сможет делать попытки, чтобы поползти на четвереньках.

Во сколько месяцев ребенок должен ползать

Первые шатающиеся попытки малыша могут появиться даже в пять месяцев. Если брать нормативные показатели, то ребенок должен поползти к шести месяцам. Уверенно и быстро передвигаться должен уже к 7-8.

К этому времени координация движений налаживается, развивается опорно-двигательный аппарат. Малыш начинает устойчиво стоять и двигаться опираясь на руки и колени. Если ребенок не пытается и не ползает к 9-10 месяцам, то стоит обратиться к врачу.

Когда ребенок должен ползать Комаровский

Если обратиться к мнению известного доктора Евгения Комаровского, то он считает, что никаких временных рамок к развитию крохи применять нельзя. Ребенок никому нечего не должен. Сядет, поползет, начнет ходить тогда, когда сам этого захочет.

От взрослых требуется только помощь. Не нужно мучить ребенка интенсивными занятиями. Все упражнения должны выполняться только тогда, когда малыш в хорошем настроении и не против позаниматься. В ином случае никакой пользы вы не получите.

Укрепляйте организм зарядкой и специальными упражнениями с самого малого возраста, и этим вы окажете ему большую помощь.

Евгений Комаровский: 《Сидение, ползание, стояние, хождение…Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном-так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита》.

По мнению доктора, есть всего несколько причин, которые могут помешать ребенку ползать в 7-8 месяцев.

  • Лишний вес
  • Неокрепшая мускулатура
  • Незрелое эмоциональное развитие
  • Показатели здоровья

Видео: Комаровский когда ребенок должен начать ползать

Когда ребенок должен ползать на четвереньках

Для взрослых в ползании на четвереньках нет ничего необычного. Для ребенка это огромный скачек в развитии, притом и в физическом и в интеллектуальном. Исследуя пространство, которое его окружает, ребенок учится мыслить.

Сразу ползать малыш не начнет, ему нужно преодолеть несколько этапов. В 4 месяца учимся лежать на животе. В пятимесячном возрасте, для того, чтобы раздобыть интересный предмет или игрушку, он будет активно двигаться, отталкиваться, что в будущем поможет ему поползти.

К шести месяцам ребенок встанет на четвереньки и научится так стоять,качаясь вперед и назад. Спустя немного времени он начнет переставлять ручки и ножки, начнет ползать.

К 7-8 месяцам дети уже в совершенстве овладевают навыком передвижения на четвереньках.

Видео как научить ребенка ползать

Как научить ребенка ползать в 4 месяца

В 4 месяца ребенок только научился лежать на животе и держать в этом положении головку. С этого момента ему становится особо интересным все, что его окружает. Пора учиться ползать.

С этого раннего возраста ребенок учится ползать лежа на животе. Родителям нужно приготовить любимые игрушки, чтобы стимулировть малыша к движению вперед.

Перед тем, как начать занятия, обязательно нужно сделать массаж. Не забывайте и о хорошем настроении малыша. Длительность занятий не должна превышать 30 минут.

Упражнение 1.

Равновесие является основой для вертикализации. Ребенку обязательно нужно в этом помочь. Лежа на жестком и ровном покрытии, под грудь подложите валик, можно свернуть полотенце. Положите перед малышом и по бокам игрушки, он начнет за ними тянуться и поворачивать голову. Тренируется вестибулярный аппарат.

Упражнение 2.

Тренируем руки. Ребенку нужны сильные и крепкие руки. Поэтому им нужно уделить особое внимание. Положение малыша лежа на спине. Расположите над ним игрушки.Он будет тянуться за ней и пытаться приподняться на руке.

Упражнение 3.

Укрепляем мышцы спины и пресса. Для этого лучше всего подойдет фитбол. Положите малыша на живот, держите его крепко за бедра и начинайте покачивания вперед, назад и в стороны.

Упражнение 4.

Ребенок лежит на животе. Положите перед ним любимую игрушку. Когда он начнет к ней тянуться, подставьте под стопы опору из своих рук. Малыш будет отталкиваться и двигаться вперед.

Как научить ребенка ползать в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте ребенок уже более активен. К уже вышеперечисленным упражнениям добавляем еще несколько. Не забудьте о предварительном массаже.

Стойка на четвереньках. Чтобы ребенок встал на четвереньки, подложите ему под животик подушку, и он начнет автоматически вставать на четыре точки опоры.

Упражнение 《Тачка》. Поставьте руки малыша ладонями на ровную твердую поверхность. Ножки и талию обхватите руками. Положите перед ним яркую игрушку, и ребенок начнет стоя на руках двигаться к ней.

Стоим на коленях. Прижмите ребенка спиной к себе, обхватите его рукой под мышками. Второй рукой подожмите ножки так, чтобы он встал на колени. Стимулируйте движение вперед яркой игрушкой.

Как научить ребенка ползать в 6 месяцев

Обычно в этом возрасте дети хорошо сидят. Можно разнообразить занятия, добавив еще несколько укрепляющих упражнений.

Добавляем упражнение на фитболе. Прыжки на мяче.

Сядьте и зажмите мяч между ног. Посадите ребенка перед собой и возьмете за ручки. Делаем десять подпрыгиваний. Со временем увеличивайте количество прыжков. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, координацию и мышечный каркас. Во время прыжков ребенок пытается удержать себя на мячике, группируется и напрягает почти все мышцы.

Для еще одного упражнения вам понадобится пачка подгузников. Положите ее на полу, на нее грудью положите малыша. Ручки должны стоять на ладонях, ножки согнуты в коленях. Передвигайте ребенка вместе с подгузниками, ему придется двигаться на четвереньках.

Снова берем фитбол. Ребенок лежит на животе, вы держите его за ножки. Перед мячом положите игрушку. Наклоняйте вперед так, чтобы малыш схватил игрушку. Сделайте 8-10 раз. Упражнение учит тянуться вперед, развивает мышцы рук и плеч. Координация.

Как научить ребенка ползать в 7 месяцев

Указанный выше комплекс упражнений от 4 до 6 месяцев поможет малышу встать на четвереньки и совершать попытки поползти. Некоторые детки в 7 месяцев уже хорошо и быстро ползают, а другим нужна тренеровка.

Чтобы ваш ребенок был уверен, что ползание безопасно, покажите ему это на своем примере. Поставьте детку на четвереньки и сами примите такую же позу. Ползайте с малышом во всех направлениях. Так у него будет пример как это делать, чувство безопасности в окружающем пространстве.

Поставьте ребенка в стойку на четвереньки. Разложите перед ним игрушки, только не большую кучу, чтобы внимание не рассеивалось, достаточно 3-4 игрушки. Малыш будет поднимать по одной, перенося вес только на одну руку. Это очень хорошо тренирует руки и спину.

Если ребенок не решается двинуться с места, попросите помощь партнера. Пусть один переставляет ручки, второй ножки.

Видео как научить ребенка ползать Комаровский

Как научить ребенка ползать вперед

Чтобы двигаться вперед ребенку нужен стимул и чувство безопасности. Стимулом будут любимые игрушки, пульты или телефоны.

Положите в метре от малыша игрушку и поставьте его на четвереньки. Под грудью пропустите полотенце. Держа полотенце за оба конца помогайте малышу продвигаться вперед.

Если ребенок еще не стоит на четвереньках, а только лежит на животе ему нужен толчек для продвижения вперед. Соедените ноги и согните их в коленях, как у лягушки, а к стопам подставьте ладони. Малыш будет рефлекторно отталкиваться и двигаться вперед.

Хорошим примером станет уже ползающий товарищ. Вместе детки развиваются быстрее и веселее.

Как научить ребенка ползать назад

Такой необходимости, как обучению ползанья назад нет. Многие детки сами, сначала начинают пятиться на четвереньках назад, а только потом двигаются вперед.

Некоторые мамы считают,что ползанье назад это проблема. Ничего страшного в этом нет, малыш освоится в новом для себя пространстве и начнет ползать во всех направлениях.

Как научить ребенка ползать и вставать

Научившись сидеть и ползать пора переходить к следующему этапу. По мере развития опорно-двигательного аппарата и нервной системы, ребенок начнет делать попытки, чтобы подтянуться на руках и встать на ножки у опоры.

Для того, чтобы эту у него получилось как можно быстрее, обязательно нужно развивать мышцы рук. Хорошо поможет упражнение 《турничек》. Его можно начинать делать и с 4 месяцев.

Можно сделать в кроватке яркую перекладину, за которую малыш будет подтягиваться и пытаться привстать. Таким турником могут стать и ваши руки, просто давайте ребенку возможность подтягиваться за ваши пальцы, когда он лежит на спине.

Когда ребенок ползает, разложите его любимые игрушки на разной высоте. Так у малыша будет цель, ради которой нужно подняться. Также можно развешать и на бортиках кроватки, различные игрушки и пищалки, которые обязательно поманят юного исследователя.

Если малыш с удовольствием ползает, но не хочет вставать, торопить его не надо, значит еще не пришло время.

Видео как научить ребенка ползать по-пластунски

Как научить ребенка переворачиваться и ползать

Учить малыша переворачиваться со спины на живот и обратно можно с 3 месяцев. Упражнения совсем несложные. Вам понадобится интересная игрушка и твердая ровная поверхность.

Положите ребенка на спину и покажите игрушку. Медленно отведите ее в сторону и положите сбоку чуть выше головы. Если малыш тянется но не может перевернуться слегка помогите ему.

Опять выкладываем на спинку. Дайте малышу одну свою руку чтобы он мог за ней тянуться, второй согните ножку в колене и заведите над второй, перевернитесь. Так делаем несколько раз в каждую сторону.

Чтобы переворачиваться с живота на спинку, из положения лежа на животе, вытяните аккуратно одну ручку вперед и переверните малыша. Повторяя такое упражнение каждый день несколько раз ребенок запомнит, и начнет сам переворачиваться.

После переворотов положите ребенка на живот. Перед ним его любимый предмет, чтобы был стимул ползти вперед. Ножки согните как у лягушки и подставьте ладони под стопы, будет опора для толчка вперед.

Регулярно выполняя все эти упражнения вместе с массажем, ребенок начнет самостоятельно переворачиваться и ползти.

Видео как научить 5 месячного ребенка ползать

Все дети очень индивидуальны. Развиваются все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие , это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.

Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки , прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.

Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.

Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.

Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.