Моей дочери 15 лет и недавно я увидела на запястье несколько глубоких порезов. Я спросила что это такое и зачем она резала руки. Дочь ответила что она была очень расстроена и у нее не ладятся отношение с одноклассниками. Но теперь все наладилось и она больше так не будет. Но 4 года назад было тоже самое, причина была другая. Я хотела с ней поговорить но она в диалог не вступает говорит.ю что хуже я никому не сделала и себя убить не хотела. Вообщем ничего плохого она в этом не видит. Нас это беспокоит, и по-моему дочь себя очень недооценивает, у нее заниженная самооценка и во всех ситуациях делает себя виноватой. Помогите и посоветуйте что делать? Девочка отличница, красавица и очень коммуникабельна но был у нее друг который давит на психику. Как от него избавиться и уже встряхнуть ее как-то.Спасибо за советы и помощь.

Ответы психологов

Лариса, доброго времени суток! К сожалению в последнее время такое поведение подростков наблюдается всё чаще и чаще. Причины различны- от демонстративно- шантажного суицидального поведения, до ярковыраженной аутоагрессии, а что является первопричиной лучше всего рассмотреть на личной встрече с психологом , психотерапевтом. Идеальный вариант- совместное посещение специалиста, но если такой возможности нет, а у Вас будет желание разобратся в сути происходящего и найти способы оказания помощи дочери, то можете позвонить мне по , по телефону или записаться на очную консультацию в Иркутске. Буду рад помочь Вам. Всего наилучшего!

Глинянников Юрий Геннадьевич,онлайн-консультант Иркутск, Братск.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 5

Здравствуйте,Лариса.Заниженная самооценка или чувство вины у дочки возникло не на пустом месте,а в результате домашнего воспитания,и восходит к трем-пяти годам.Выйти ей из этого состояния поможет ВАше новое отношение к ней.Основанное на принципе полной эмоциональной шаговой доступности.Научитесь интересоваться ее личными переживаниями.Станьте эмоционально близкой,как подруга.Интересуйтесь ее фантазиями,мечтами,планами,интересами,приоритетами,говорите по душам,давайте поддержку,одобрение,соучастие,чуткость.Обнимайте,целуйте,все прощайте.Разговаривайте только теплым тембром голоса,даже,когда ей недовольны.Месяца через три четыре она почувствует,что ее стали любить и ценить по другому,ближе.И повысится ее чувство полноценности.Других путей помочь ей поверить в себя -нет.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 9 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Лариса! Вам необходимо обратиться к хорошему психологу , который имеет специальную подготовку по работе с травмами и детским насилием. Не пугайтесь таких слов, как травма и насилие, потому что они используются не только в прямом смысле этого слова, когда совершают физическую жестокость в отношении другого человека. Душевная травма - она всё равно остаётся травмой, и строгость родителей или пренебрежение к нуждам ребенка может восприниматься им как насилие. С Вашей дочерью надо работать долго (примерно год), потому что когда ребенок начинает резать руки или причинять себе какую-то другую боль, это значит, что он уже не может выдерживать своих сильных чувств, которые по каким-то причинам он не может проявить вовне. Исследование того, что за процессы запускаются для этого внутри него - это очень деликатная работа, в которой нельзя торопиться, торопить. Внутри такой человек очень уязвим и любое неосторожно сказанное слово может его сильно ранить. А так как он не выдерживает внутренних ран, он начинает эти раны наносить себе снаружи. Такое поведение может быть в том числе способом привлечения к себе внимания, демонстративностью и манипуляцией, а также и показателем того, что начинается шизофрения.

Поэтому здесь нужен опытный и хорошо подготовленный специалист.

Исаева Ирина, психолог Москва

Хороший ответ 4 Плохой ответ 3

В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, - часто методом проб и ошибок. Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна. А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром?

В своей практике детского психиатра я часто сталкиваюсь с подростками, у которых при осмотре обнаруживаются самопорезы на руках и следы от самоприжиганий сигаретами и других способов самоповреждения. Если это мальчики 14-16 лет, то часто они поступают по линии военкомата. Если девочки, значит, самопорезы и самоповреждение у подростка заметили родные или педагоги и забили тревогу. Скорее всего, таких девочек даже больше, чем я вижу на приеме. В этой статье я расскажу о тех детях, которые скрывают подобные действия. Они понимают, что сделали что-то не то. Носят длинные тугие рукава, чтобы скрыть самопорезы на руках от родных и в школе. Иногда делают поверх шрама татуировку, чтобы замаскировать самопорезы, самоповреждения и ожоги. Что происходит с такими детьми? Почему они наносят себе самоповреждения?

Почему подростки наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках?

Никто не причиняет себе физического вреда вдруг, ни с чего! Родители часто комментируют это по-своему: «Дурак, потому и сделал/сделала!» Так ли это? Или: «Это от стресса!» От какого такого стресса ребенок будет резать себя добровольно?

Каждый человек стремится получать радость от жизни. Делать те действия, от которых ему хорошо жить. Но в случае с этими детьми так не получается. У них не получается жить в удовольствие!

Из бесед с подростками, которые приходят с самопорезами, самоповреждениями на руках, я понимаю, что это обладатели кожно-звуковой связки векторов. Иногда есть и другие вектора, например зрительный, анальный. Современные подростки в крупных городах и особенно мегаполисах сложно устроены, часто они полиморфы, обладатели 3-5 векторов, с большим объемом психики, и разобраться в причинах их поведения бывает трудно. Но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана это возможно.

Значение подросткового возраста. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль звукового вектора

После подросткового возраста развитие векторов заканчивается, и в дальнейшем человек реализует тот объем психического, что наработал в процессе развития до пубертата. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, - часто методом проб и ошибок. Подростки без (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна. А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром? При этом у них нет информации о себе, о своей психике и они не понимают, что с ними происходит.


Звуковой вектор - это психическая доминанта. Именно звуковой вектор стремится к раскрытию нематериального мира, замысла Мироустройства. Это его главное желание, и когда оно не исполняется, человек испытывает душевное страдание. Часто оно начинается именно в подростковом возрасте. В этот период происходит много нового для ребенка. Начинается гормональная перестройка организма, появляется желание понравиться противоположному полу, стремление утвердиться в подростковом коллективе, найти свое место. А тут еще возникает вопрос о смысле жизни.

Если раньше философия, музыка, физика облегчали состояния звуковиков, занимали их ум, то теперь уже нет. Так постепенно начинает нарастать неудовлетворенность в звуковом векторе подростка. Особенно если он рос или растет в неблагоприятной звуковой обстановке - слышит крики и ссоры родителей, нежелательные смыслы в свой адрес.

Подростку со звуковым вектором необходимо напрягать свой абстрактный интеллект, данный ему от природы, но он не знает особенностей своей психики, часто не знает своих способностей. Не понимает, где хочет учиться, - ему все «не то», поэтому поступает в учебное заведение по совету родителей или туда, куда придется.

Может получиться, что прежде отличник, победитель олимпиад по математике и физике, идя наугад, попадает в окружение, где ему не удается применить должным образом врожденные свойства звукового вектора. И звуковая нехватка в нем растет и растет, придавливая все больше. Про таких детей говорят: «раньше был надеждой школы, но ничего путного из него не выросло, ничего не добился». В смысле, не смог реализовать себя в социуме из-за страдания в его звуковом векторе, с которым он сам не знает, что делать.

Общаясь в компании сверстников, подросток замечает, что он не такой, как все, как бы не от мира сего. У него не получается жить, как другие (люди без звукового вектора), как бы он ни пытался!

Я часто сталкивалась с подростками, которые в депрессивных состояниях уходили по ночам бродить по городу, по кладбищам. Их искали родители, искала полиция. Им приписывали девиантное поведение и бродяжничество. Часто они ищут места, где темно, тихо и никого больше нет. Кладбище оказывается одним из таких мест, где только ты и твои мысли о смысле жизни. «Оставьте меня в покое!» - это желание звукового человека не в самом хорошем состоянии.

Человек со звуковым вектором, который не может наполнить свое стремление к нематериальному в материальном мире досуга и развлечений, даже если в нем есть учеба и подработка, может заболеть настоящей звуковой депрессией. Депрессия у подростков со звуковым вектором - частое явление. Редко кто из родителей и даже самих детей это осознает.

У меня на приеме были всего лишь единичные обращения подростков с жалобами на депрессию и ее симптомы. Чаще всего девочка или мальчик пытаются подражать окружению. Веселиться и жить, как они. Но не выходит. Ненаполненный звуковой вектор болит нестерпимо так, что не существует большей душевной боли. И тогда они находят некий выход, временно облегчающий их состояние, - причиняют себе самоповреждения.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Склонность к самоповреждениям и самопорезам встречается у кожно-звуковых подростков, которые подвергались физическим наказаниям в детстве.


Значение эмоциональной связи между родителем и подростком

Замечая самоповреждения на руках подростка, родители часто бывают в шоке и не могут понять, что происходит. Еще недавно был хороший мальчик или девочка и вдруг превращается не пойми во что! Не слушается, гуляет допоздна, грубит, а тут еще эти самопорезы на руках, странные изменения поведения. Что делать, если продуктивного диалога с подростком не добиться? Как вернуть доверие подростка?

Важно понять особенности психики вашего ребенка и переходного возраста как такового. Это особенный этап, как для подростка, так и для родителей. Понимание того, что с ним происходит, позволит наладить доверительный диалог между вами и помочь ему справиться со сложностями. Даже если ранее с ребенком не было создано качественной эмоциональной связи, то сейчас это можно сделать с помощью тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология», чтобы лучше понимать себя и своего ребенка. Дайте шанс звуковой душе .

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Моя дочь наносит себе самоповреждения: порезы лезвием (уже остались глубокие шрамы). Ей сейчас 14 лет. А началось все это в 13. Раньше сидела в группе "Кровь порезы" в ВК. Много раз обещала, что больше не будет, но все продолжается. Говорит, что после "процедуры" лучше себя чувствует, т.к какие то гормоны счастья выбрасываются в организм. Обращалась к психологам , мнения их разделились: одни говорят, что здесь требуется медикаментозное вмешательство (таблетки от психотерапевта), другие предлагают свою работу с ребенком и нашей семьей за баснословный гонорар от 4 тыс за сеанс. Семья у нас полная, в общем благополучная. Помогите советом, что делать, дочь уже изуродовала себя и продолжает это делать.

Яна, здравствуйте!

Это, действительно, серьезная проблема. Самоповреждение обычно начинается в подростковом возрасте, обычно у детей есть эмоциональные проблемы, это -крик о помощи. Ваша дочь права, что ей после нанесения порезов становится легче. Перед самоповреждением в организме подростка наблюдается очень высокий уровень кортизола, после того, как появляется кровь, этот уровень падает до нормы. Кортизол-это гормон стресса. Похоже, что Ваша девочка живет в состоянии постоянного стресса. Современные подростки подвергаются прессингу и в школе, и дома, особенно перед ГИА и ЕГЭ, стресса здесь больше, чем достаточно, отношения с одноклассниками, родителями.... Самый частый ответ у подростка в случае самоповреждения, "Я-есть!". Я работаю с такими подростками , с каждым случаем разная работа, но причина одна-подростку плохо, а почему-надо разбираться. Но есть и хорошие новости. Было проведено исследование, результат которого следующий: self-harming(self-injuring), такое научное название этого феномена, предохраняет от самоубийства.

В любом случае, здесь нужна длительная психотерапия, не откладывайте надолго решение проблемы.

Всего доброго!

Суржина Оксана Федоровна, детский и подростковый психолог,г.Воронеж

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Яна, здравствуйте!

Полнота семьи , к сожалению, не является гарантом благополучия каждого члена семьи. Ваша дочь таким образом пытается что-то сказать, и ей определённо нужна помощь.

Нелегко переживать такое, но постарайтесь быть стабильной и эмоционально-устойчивой для дочери, не взваливайте на неё свои опасения и не ругайтесь по любому поводу или без повода. Будьте для неё опорой и поддержкой не смотря ни на что.

С Уважением, психоаналитик Чернова Анастасия Витальевна, СПб

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

    Моя жизнь в психологии, психотерапии, тренингах началась с работы с подростками. Чего мы только не делали… Группы общения, группы сексуального просвещения, «скажи наркотикам до свидания», клуб для подростков, где мы ходили в походы, играли в ЧГК, устраивали игры-квесты, школу юных журналистов. В какой-то момент укатали Сивку крутые горки и я перешла на взрослый более спокойный контингент. Ну да, так мне поначалу казалось))) Много лет я работала с родителями, ко мне и до сих пор часто обращаются за консультациями мамы и папы. В основном, мамы. И в последнее время я все чаще думаю о том, чтобы вернуться и к работе с подростками тоже. По одной простой причине - так мало хороших душеведов для подростков. А дети входят в подростковый возраст раньше и проблем у них не меньше, а больше, потому что мир наш меняется все быстрее и быстрее. Я вижу их, запутавшихся, одиноких, стесняющихся своего растущего тела и прячущих за длинными челками типично подростковое выражение лица «меня-никто-не-любит-да-и-сам-я-себя-не-очень-то». Жалко их ужасно - в конце концов, всем нам довелось пройти этот ад, именуемый молодостью.

    Но я сейчас скорее о родителях. Иногда им просто нужна информация о том, что происходит с ребенком. За последние два месяца ко мне обратились сразу три мамы, напуганные порезами на руках у детей, поэтому я решила написать об этом подробнее.

    Если порыться в форумах и блогах подростков, то самоповреждения (так это называется по-научному) всплывают не так уж редко. Чаще это мелкие множественные порезы, иногда ожоги, на участках тела прикрытых одеждой - на руках, на бедрах, на животе. Выглядит это не слишком привлекательно и близкие, как правило, приходят в ужас, обнаружив следы порезов. По поводу самоповреждения существует немало мифов:

    Миф 1: Так они пытаются привлечь к себе внимание.

    Горькая правда в том, что обычно люди скрывают следы самоповреждения и вовсе не пытаются таким способом манипулировать близкими. Они стесняются своих шрамов и опасаются, что их кто-то обнаружит, это одна из причин, по которой им сложно обратиться за помощью.

    Миф 2: Это психи, они опасны.

    Чаще всего эти люди страдают от душевной боли, серьезных проблем или пережитых травм, как и миллионы других людей. Самоповреждение их способ бороться с болью. Они не более сумасшедшие чем большинство окружающих и клеить на них ярлык психов, означает только усугублять ситуацию.

    Миф 3: Это попытки самоубийства

    Нет. Люди, наносящие себе порезы или ожоги, не пытаются умереть. Они пытаются преодолеть душевную боль. «Разрезать эту пустоту», как сказал один из пациентов. Фактически эти порезы иной раз оказываются тем, что позволяет им жить. Хотя в долгосрочной перспективе риск суицида у этих людей выше среднего, но не из-за порезов, разумеется, а из-за длительной депрессии.

    Миф 4: Если порезы несерьезные, то ничего страшного

    То, что порезы поверхностны, не означает, что боль не глубока. Пожалуйста, не думайте, что беспокоиться тут не о чем - «само пройдет». Это симптом серьезных душевных проблем, с которыми обязательно нужно разбираться.

    По словам тех, кто режет себе руки, и наносит другой вред, это действие приносит облегчение боли и успокоение. Сам ритуал - запирание двери, разламывание бритвенного или другого лезвия, повязка, сокрытие ее под рукавом - замещает сильное, всепоглощающее чувство, владеющее человеком, и помогает с ним справиться.

    Кроме того или в дополнение к этому, самоповреждение служит для того, чтобы «очнуться» и восстановить связь с действительностью. Так же как нам иной раз хочется себя ущипнуть, чтобы убедиться, что это не сон, так порез, ожог или другое повреждение возвращают или усиливают чувство реальности. Пациенты часто рассказывают как порезы помогают им вернуться из состояния «замороженности», депрессии, нереальности этого мира и помогают убежать от ощущения пустоты и бессмысленности.

    Кто они?

    Множество исследователей пытались установить, люди с какими чертами склонны к самоповреждению. Тут как раз ничего удивительного, все вполне логично. Низкая самооценка, отсутствие гибких навыков адаптации, высокая болезненная чувствительность к отвержению, повышенная тревожность, склонность к подавлению гнева и т.д. Большинство, страдающих этим синдромом, девочки-подростки и молодые женщины, как правило хорошо образованны и с высокоразвитым интеллектом.

    Есть несколько подходов, объясняющих происхождение этого синдрома.

    Биологический: порезы и другие самоповреждения реально облегчают душевные страдания, невыносимое напряжение и боль, приносят успокоение, высвобождая эндорфины (естественные вещества подобные наркотикам, вырабатываемые в нашем организме), поэтому при повторении этих ритуальных действий возникает не только психологическая, но и частично физическая зависимость.

    Психологический: Среди женщин, которые наносят себе порезы и ожоги, немало тех, кто в детстве подвергался насилию и переживал травмы, нередко сексуальные. Существуют теории, связывающие насилие и самоповреждение. Насилие обычно вызывает у жертвы чувство беспомощности и отсутствия контроля над происходящим. При том, что нанесение себе увечий тоже является насилием, одновременно возникает некое ощущение контроля над ситуацией, поскольку человек делает это сам. У некоторых жертв сексуального насилия это может вызывать ощущение защищенности от посягательств, поскольку они становятся непривлекательными и «негодными» для насильника.

    Существует также психологическая теория , что порезы это символ самонаказания за какие-то «грехи», внутреннюю злобу или ощущение «грязи». Это может быть неосознанным желанием перенаправить гнев с внешнего источника на себя, способом выражения агрессии, сексуальных инстинктов или любых других сильных подавленных чувств. Иногда «наказание» следует за несдержанностью в еде, порезы связаны с пищевыми расстройствами. Девочка пытается похудеть, в очередной раз совершает набег на холодильник и «мстит» себе, порезав руку. Либо пытается удержать себя от приступа обжорства болью пореза.

    Иногда это может быть одним из проявлений пограничного типа личности . Такие люди страдают от очень сильного страха, что близкие и любимые люди их бросят, покинут и не могут совладать с эмоциями огромной силы другим способом. В этом случае порезы как раз могут оказаться частью манипуляций, с помощью которых человек пытается привязать близких к себе и привлечь внимание. Хотя, скорее всего, манипуляция эта неосознанная.

    Для каждого человека самоповреждение означает что-то свое, но очень часто это невозможность выразить чувства другим способом. По какой-то причине эти люди (чаще всего девочки и молодые женщины) не научились или не могли выражать свои эмоции, потому что не были услышаны. Порезы служат для них своеобразным языком, которым они пытаются выговориться, выразить свою боль, вступить в диалог со значимыми для них людьми.

    Что же с этим делать?

    «Резать руки не значит решить проблему», «Ты только делаешь себе еще хуже», «Это войдет у тебя в привычку», «Через 10-15 лет ты будешь страдать из-за этих уродливых шрамов», «Если я увижу у тебя еще хоть один порез…».

    Эти или похожие фразы слышит каждый из тех, чьи шрамы обнаружены близкими. Не то чтобы это помогало. Ведь проблема не в порезах, они только симптом. Попытка прекратить порезы, не разобравшись в корнях проблемы, обречена на провал. При этом совершенно естественно, что близкие, а особенно родители испытывают страх, шок и даже отвращение, обнаружив порезы на руках у подростка, друга, любимой девушки (см. мифы). Поэтому сначала надо совладать со своими чувствами и успокоиться.

    После этого имеет смысл аккуратно выяснить, что же происходит. Разговаривать на эту тему будет непросто, но скрывать свои подозрения и опасения еще хуже. Это тупик. Будьте готовы к тому, что человек не захочет сразу рассказывать о том, что происходит. То есть, проще говоря, вы будете посланы подальше в той или иной форме. Не надо припирать никого к стенке, но обязательно скажите, что вы заметили порезы, вы беспокоитесь и вам важно знать, что с ним творится. Вы готовы подождать, когда ваш друг или близкий будет готов к разговору, но поговорить надо обязательно. Осуждать и критиковать точно не стоит, будет только хуже. Стыда и чувства вины тем, кто борется с душевной болью таким способом, и так хватает.

    Не надо никаких ультиматумов, угроз и наказаний. Одна из моих пациенток, молодая женщина, рассказывала, что ее парень поставил вопрос ребром «Или ты перестаешь резать руки, или я от тебя ухожу». Стоит ли говорить, что это не помогло? Гораздо важнее предложить человеку возможность обратиться к вам в любой момент, когда он испытывает ту самую боль, страх, напряжение, которые заставляют его хвататься за лезвие.

    При разговоре сосредоточьтесь на чувствах, которые заставляют человека наносить себе порезы, а не на самих действиях. Подумайте вместе, чем можно помочь. Будет ли ему легче, если он просто выговорится, или ему нужен конкретный совет? Нередко самоповреждение свойственно подросткам и молодым людям, которым в принципе трудно общаться и тем более говорить о таких интимных вещах. Возможно, будет проще написать. Эпистолярный жанр переживает электронный ренессанс и не стоит это недооценивать. Иногда то, что трудно сказать, можно сформулировать в письме - вас никто не торопит, не перебивает, не мешает подбирать слова. Предложите такой вариант разговора или задайте его, написав первым.

    Если лед уже тронулся и вы говорите на эту тему более или менее открыто, попробуйте конкретнее выяснить, что же заставляет человека резать самого себя. Что это за чувства и в чем их причина? Предложите ему подумать об этом самому. Выяснение причины первый шаг к освобождению, поскольку, зная в чем дело, можно попробовать различные техники, которые способны облегчить ситуацию и удержать от самоповреждения.

    Вот несколько «домашних способов» справиться с ситуацией. Часто они оказываются эффективными.

    Если человек наносит себе порезы, чтобы выразить сильную боль или интенсивные переживания можно:

    • Рисовать, чертить, черкать на большом листе бумаги красными чернилами, краской или фломастерами
    • Написать о своих чувствах в дневнике. При этом лучше именно на бумаге и совершенно неважно что. Пусть это будет сто тридцать семь раз «не знаю, что делать, бешусь, ненавижу, страшно…» Что угодно.
    • Сочинить стихи или песню о том, что с тобой происходит. Или нарисовать картину. Зависит от того, к чему есть склонности.
    • Записать то, что ты чувствуешь на бумаге, а потом порвать ее в клочки и сжечь.
    • Слушать музыку, которая выражает твои чувства. Собственно, на этом во многом построена субкультура эмо, среди которых самоповреждения очень распространены.

    Если человек пытается успокоиться и унять тревогу можно

    • Принять ванну или теплый душ
    • Поиграть или погулять с домашними животными. Вообще, в такой ситуации стоит подумать о том, чтобы завести кошку или собаку, если, конечно, есть желание. Общение с животными очень помогает.
    • Завернуться во что-нибудь теплое и уютное
    • Помассировать шею, руки, ноги и стопы.
    • Послушать спокойную музыку

    Если человек ощущает пустоту, одиночество, «замороженность», оторванность от мира:

    Если порезы служат для выброса гнева или снятия напряжения можно:

    • Заняться упражнениями - побегать, попрыгать через скакалку, потанцевать или поколотить специальный мешок или боксерскую грушу.
    • Поколотить можно также подушку, можно ее покусать и повопить изо всех сил.
    • Надувать и лопать шарики
    • Рвать бумагу или журналы
    • Устроить концерт «ударных инструментов», используя подручные средства в виде кастрюль или других «барабанов».

    Вездесущие британские ученые советуют в качестве «заместительной терапии» попробовать:

    • Рисовать красной ручкой или фломастером полосы там, где обычно наносятся порезы
    • Провести несколько раз кубиком льда там, где обычно наносятся порезы
    • Носить на руке резиновый браслет, который можно скручивать вместо того, чтобы наносить себе порезы.

    Домашние способы помогают не всегда и если вы видите, что ситуация не улучшается, лучше всего, конечно, обратиться к специалисту - психологу или психотерапевту. Я знаю, многие боятся, что такого человека запишут в «психи», особенно, когда речь касается порезов (опять см. мифы). Но профессионалы знакомы с этой проблемой и знают, что психиатрией тут в большинстве случаев и не пахнет. Самоповреждение - это эффективный механизм преодоления душевной боли и эмоциональных трудностей, выработанный и усвоенный этим человеком. Для того, чтобы его заменить чем-то более здоровым нужна длительная кропотливая работа по выявлению причин и терпеливому наращиванию душевных «мышц», способных выдержать стресс без таких экстремальных действий.

    Психотерапия осторожно выявляет глубинный личностный смысл акта самоповреждения для конкретного человека и параллельно помогает выработать навыки устойчивости и владения собой. Большинство терапевтов не требуют немедленного прекращения порезов в качестве условия терапии, но чаще всего устанавливают определенные границы. Так, в некоторых видах терапии от клиента требуют, чтобы он звонил терапевту в любой момент, когда почувствует желание нанести себе порез. Часто разговора с терапевтом оказывается достаточно, чтобы предотвратить это. Если клиент все же порезал себя, то он не может связываться с терапевтом 24 часа после этого.

    Психотерапия в этом случае (как и в других, впрочем) во многом учит человека контактировать со своими чувствами, понимать, что с ним сейчас происходит, как можно на это реагировать и как с этим справляться. Вообще, психотерапия - это про обучение и про отращивание тех частей душевного организма, которые по какой-то причине не выросли естественным путем. А выращивание чего-либо дело не быстрое. И сбои случаются, и рецидивы. Так что пугаться не стоит и отчаиваться тем более.

    У меня для вас, как всегда, есть и хорошая новость. Иногда порезы на руках - это некая «болезнь роста», которая проходит сама по себе. Поэтому сразу впадать в панику не стоит. Да и не сразу тоже. Разговаривайте, любите, наблюдайте и будьте терпеливы. Помните главное - это всегда недостаток контакта человека с внешним миром. Поэтому самое важное контакт этот холить и лелеять.