Предлагаемое читателю интервью с кандидатом богословия, доцентом, заведующим кафедрой философии Богословского факультета Свято-Тихоновского Православного Гуманитарного Университета посвящено теме духовного образования в России. Обоснованием важности данной темы служит сама вопиющая реальность как внутри нас, так и вокруг.

Соблазн и лживая беззаботность легко забалтывают сознание, а подлинное равнодушие презирает заблудившегося, погибающего человека, на слабостях и страстях как по нотам разыгрывается его жизнь. Как выбраться из состояния дезориентированости, постоянного давления господствующей парадигмы наживы, найти ориентиры, соответствующие истинной природе человека. Значение духовной константы в человеке вовсе не просто осознать и понять. Для каждого в отдельности и для общества в целом, поскольку они взаимообусловлены, нет более важной задачи.

То плохое, что можно сделать из человека, историей человечества хорошо проиллюстрировано и, то, к чему оно нас ведет, видимо, тоже можно предвидеть, не будучи провидцем. Суметь сориентироваться в данном мире невероятно сложно и при современных формах существования информации нельзя обойтись без знаний, защищающих духовную сердцевину человека. Невежество в данной области делает человека открытым «всем ветрам и стихиям», беззащитным перед давлением господствующих сил и обстоятельств. А жить нужно, и не просто жить, а учиться жить полноценной, полной жизнью, учиться быть счастливым, что, возможно, только если человек следует законам нравственного мира, Божьим законам.

Это приблизительно те мысли, которыми мы руководствовались, когда обратился с просьбой о разговоре к Виктору Петровичу Леге.

Уважаемый Виктор Петрович, думаю, мы можем пойти классическим проторенным путем, попытавшись в самом начале нашего разговора дать максимально ясное определение его предмету. Я предлагаю Вам поговорить на тему духовного образования. Слыша такое словосочетание, многие часто вообще не сразу понимают, о чем разговор. Это происходит в силу существования всевозможных интерпретаций и разного понимания термина «духовность». Так же понятно, что подходы к данной теме могут быть самыми разнообразными - от культурологических, идеологических, философских до глубоко религиозных.

Хочу передать инициативу в Ваши руки. Мне представляется, что данная тема может быть близка Вам, поскольку Вы преподаете, а до этого сами довольно долго учились. У Вас два высших образования: физико-техническое и богословское. Вы являетесь заведующим кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), читаете лекции и ведете семинары по истории философии и основному богословию, а также являетесь главным редактором издательства ПСТГУ.

Какие у Вас возникают мысли по поводу духовного образования как такового, что это такое, по Вашему мнению?

- Вопрос не из самых легких!

Прежде всего, духовное образование - это, по определению, образование будущих духовных лиц; священнослужителей, дьяконов, людей желающих посвятить себя различным видам служения Церкви. Но также под духовным образованием можно понимать религиозное образование вообще. При таком понимании имеет место ряд сложностей.

Например, мы, являясь православными христианами, понимаем, что любое образование в какой-то мере должно быть религиозным. Неважно какое - гуманитарное или естественнонаучное, но оно не должно противоречить христианству. Духовное осмысление необходимо при любом образовании.

Значит, имеет смысл зафиксировать следующее различение - духовное образование можно понимать в двух смыслах: в собственном, узком смысле как образование священнослужителей, и образование вообще, которое должно прививать человеку духовность, а не просто давать профессиональные навыки.

В нашем Университете мы занимаемся духовным образованием в обоих смыслах. На богословском и миссионерском факультетах мы даем духовное образование в узком смысле этого слова, на других факультетах - историческом, педагогическом, филологическом и других - в широком. Готовим историков, которые умеют смотреть на историю с точки зрения истории Церкви, филологов, которые могут работать с языком, с книгами, с литературой, с художественным мировым наследием, понимая огромную культурообразующую роль Церкви и христианства.

Предлагаю, следуя Вашему различению этих двух смыслов, рассмотреть более детально вопрос о духовном образовании священнослужителей. Первое, что мне вспоминается в связи с этим, это статья профессора МДА А.И. Осипова. В ней он говорит о множестве проблем, связанных с духовным образованием в России в данный момент и в их исторической ретроспективе. Он говорит о влиянии Запада, об усвоении русскими духовными школами западных форм и схем образования, о технологиях, которые мы так или иначе заимствуем, о плодах этого и, в конце концов, о забвении самой духовности .

Так же можно обратить внимание на существование устойчивого и распространенного мнения, что за образованием может последовать ослабление или вообще потеря живой непосредственной веры. Как Вам представляется это средостение между образованием, с его, видимо, неизбежной технологичностью, схематизмом и верой - живой непосредственной духовной жизнью.

- Конечно, как известно, и один человек может привести лошадь к водопою, но если она не хочет пить, то и тысяча человек не заставят ее напиться. Так и здесь, если у человека нет искренней веры в Бога, то его можно, конечно, заставить прослушать различные лекционные курсы и прочитать множество книг, но если нет искреннего сердечного движения, то ничего из этого не получится. Духовное образование предполагает не только перечень дисциплин, но скорее воспитание христианина, которое невозможно без воспитания целостной личности. В христианстве главное - это любовь, без любви мы, согласно апостолу Павлу, «медь звенящая или кимвал звучащий». Можно научить языкам, богословию, философии, историческим наукам, но если нет стержня, нет любви к ближнему, к Богу, то духовное образование превращается в начетничество, в схоластику в плохом смысле этого слова.

Эта проблема была всегда, видимо, не просто так слово «бурса» стало нарицательным, выражающим дух лицемерия, внешнего показного церковного служения.

Как избежать этого? Готовых рецептов нет. Без ошибок здесь не обойтись.

Но одно ясно и понятно, что для духовного образования необходима церковная жизнь; без исповеди, послушания, без дисциплины - без того, что объединяет людей в общину, духовное образование невозможно.

Я думаю, что наш Университет идет по правильному пути, потому что он образовался на основе храма и вокруг храма. В процессе образования многое, конечно, зависит от учителя, но если нет храма, то нет Духа Святого, который нас всех объединит, нет той благодати, которая на нас снизойдет. Без этого невозможно духовное образование.

В любом современном образовании встает вопрос о методике, которая позволяет легко усваивать огромное количество информации. Человечество в истории накопило много различных знаний и их нужно каким-то образом систематизировать и создать форму для их ретрансляции. Цель этих техник помочь конкретному человеку справиться с этой нелегкой задачей. Хорошие техники помогают человеку. Можно ли говорить о методиках духовного образования? Ведь известно, что в богословии существуют трудные, сложнейшие вопросы, требующие значительных усилий от учащихся и преподавателей. Существуют ли собственные методы у духовного образования?

- Давайте еще раз разделим духовное образование на собственно образование как передачу определенного набора знаний от педагогов к студентам и духовное воспитание, образование целостной личности православного христианина. В первом случае можно и нужно говорить о методиках и механизмах, а во втором случае, скорее всего, речь может идти о тяжелом личностном труде педагога, священника и учащегося. Конечно, методики необходимы, но печально, если за ними ничего нет, и они существуют ради самой методики, когда преподаватели, упражняясь в разных мнемонических экзерсисах, забывают то, чему они и для чего учат.

Вместе с тем, ясно, что между двумя этими условно обозначенными уровнями существует теснейшая связь, преподаватель является и воспитателем, а воспитатель - это тоже преподаватель. Нужно учить читать тексты, как на отечественном, так и на современных и древних иностранных языках, нужно учить студентов писать курсовые и дипломные работы. Нужно учить понимать и истолковывать сложные богословские и философские тексты, учить учиться у великих или просто у хороших богословов, философов, ученых, историков.

Честно говоря, я в этом вопросе, видимо, консерватор. Не берусь говорить, что безоговорочно прав в своем консерватизме, но для меня живая непосредственная беседа со студентом значит больше, чем создание презентаций, аудикурсов на основе современных технологий.Они полезны, но на своем месте. Нельзя их использовать везде и всюду, например, сводить экзамен к тестированию, а учебный процесс - к аудированию.

Лучшая учеба - это самостоятельный труд, а научить самостоятельно трудиться лучше всего может тот, кто это умеет делать, т.е. хороший педагог.

На Западе во многих университетах в принципе отменены лекционные занятия. Зачем нужны лекции, когда есть книги. Зачем тратить время, если студент может все прочитать? Может быть, в этом есть своя правота. И все же я думаю, что лекции нужны и даже необходимы для того, чтобы студент увидел в лекторе человека, мыслителя, христианина, педагога. Православный ученый своим примером показывает, каким должен быть богослов, философ, филолог, историк. А это уже не методики! Это несоизмеримо более важное, то, что добыто тяжелым личным трудом.

И передается только при непосредственном общении! Большая утрата, когда обрывается живая преемственность в передачи духовных знаний и личного опыта при непосредственном контакте с действительно духовно богатыми людьми. Это очень важно, поскольку мы не являемся просто машинами, способными воспринимать, носить и ретранслировать ту или иную информацию.

- Конечно, именно поэтому многие институты так дорожат школами. Тем, что в этом институте работали, преподавали такие-то великие люди. Дух научного подвижничества, творчества переходит на новые поколения, он витает в воздухе, стимулирует людей стремиться к научному уровню своих лучших учителей. Школа - это очень важно, она помогает образованию.

Все-таки мне еще раз хочется вернуться к вопросу о технологичности. Вот в связи с чем. Массивы знания велики и требования, которые предъявляются студентам, порой кажутся «запредельными». Студент оказывается в сложной ситуации и не справляется с предъявляемыми требованиями. В этом случае требования могут действовать на человека угнетающе, разрушающе. Если студент психологически не справляется, то это довлеет над ним, и как снежный ком начинает расти стрессовое состояние. В итоге, вместо радости и полноты от полученного знания появляется чувство «раздавлености», уныния и, в конечном счете, пренебрежения уже просто потому, что человеку естественно защищаться от негативных воздействий. Можно ли избежать этих болячек? Возможно ли наряду с необходимой «физкультурностью» в образовании избежать вышеописанных негативных явлений? Как сделать так, чтобы при получении знания человек сохранял свою целостность, силу и становился только сильнее, и у него никогда не было бы такого плачевного состояния, когда он не любит те или иные предметы, они кажутся ему просто отвратительными, потому что в свое время измотали они его душевно? Я думаю, и вам это знакомо…

- Это знакомо любому человеку, который когда-либо учился. Здесь все зависит от многих факторов, прежде всего - от программы, утвержденной учебным заведением. Студенты должны понимать необходимость и важность каждого из этих предметов, без которых он не может стать специалистом. Среди них есть, конечно, те, которые можно назвать системообразующими. Ошибка многих вузов состоит в том, что количество предметов становится чрезмерным. Хочется научить и тому, и этому, и еще много чему. Но многознание, как говорил Гераклит, уму не научает. Задача ВУЗа состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно работать и учиться, привить и развить творческое начало. А если в ВУЗе занимаются еще и воспитанием, развитием нравственного начала, то ему цены нет. Это идеал, к которому мы все должны стремиться.

После советской власти, стремившейся воспитывать людей в духе коммунистической идеологии, многие бросились в другую крайность - вообще никого не воспитывать. Считается, что надо давать только образование, но не воспитание. А человека нужно воспитывать! Хотя в воспитании есть опасность подмять под себя, под свои представления какую-то неповторимую личность, тем самым, разрушая ее. В Церкви эта опасность преодолевается, поскольку мы учимся в ней истинной свободе, свободе во Христе.

- Какое место, по-Вашему, занимает философия в системе образования, в системе духовного образования?

- Я хочу сначала поговорить об ошибках, которые, как всегда, являются крайностями. Первая крайность утверждает, что философия вообще не нужна. Некоторые наши студенты, когда узнавали, что на протяжении двух с половиной лет они будут изучать историю философию, риторически спрашивали - «А зачем нам знать разные ошибочные мнения? Мы пришли сюда, чтобы узнать одну истину, а не сотню заблуждений».

- И в этом есть свой резон!

- В этом есть свой резон, но люди мыслящие так могут служить Церкви в другом месте; они могут идти в монастыри, становится молитвенниками, подвижниками. Для этого философия не нужна. Но если мы говорим о высшем образовании как о творческом процессе, как процессе решения задач, которые ни перед кем никогда не вставали, то без философии обойтись невозможно.

Философия всегда учит человека посмотреть на проблему со стороны. Можно знать, например, физику, математику, догматическое богословие или английский язык и быть прекрасным специалистом в своей области, но не уметь смотреть на нее со стороны, осмысливать ее проблемы, чему и учит философия.

Зададимся вопросом, почему философия преподается во всех вузах и почти во всех вузах отношение к ней студентов одинаковое, в большинстве случаев - негативное.

Студенты - молодые люди - не понимают, зачем она им нужна. Студент приходит в университет и говорит, что хочет получить конкретную специальность, и ему непонятно, зачем нужна философия. Философия должна помогать специалисту осваивать свою специальность. Она всегда служанка! Служанка для физика, богослова, врача и т. д. И в этом нет ничего плохого, без хорошей служанки в доме будет царить беспорядок.

Плохо, когда философия подминает под себя все остальное. Это другая крайность, другая ошибка. Нельзя преподавать философию ради самой философии - кроме философского факультета, разумеется. Если ты приходишь преподавать в любой ВУЗ (и богословский в том числе), ты должен преподавать философию будущим специалистам, а не философам. В православном учебном заведении - в училище, семинарии, институте, университете, и в том числе и в нашем ПСТГУ - курс философии является вспомогательным. Я рассматриваю его в качестве курса, предваряющего курс основного богословия. Он предназначен для того, чтобы укрепить целостное мировоззрение православного христианина, чтобы его не смогли сбить никакие нападки нашего сложного атеистического века, чтобы он понимал истинность христианства, чтобы он мог ответить на все сложные философские, естественнонаучные выпады современного атеистического времени.

Философию нельзя преподавать ни слишком упрощенно, ни слишком углубленно.

Философия должна быть интересной, а интересной она может стать только тогда, когда студент увидит в философии что-то свое, родное. Мы должны понимать, что человек приходит в ВУЗ учиться не философии, а своей специальности. И если ему будут читать Канта в ущерб выбранной специализации, он возненавидит философию и будет совершенно прав.

В богословии столько философии, что им не обойтись друг без друга. Читаем Отцов церкви и наталкиваемся на философию, читаем современных богословов и сталкиваемся в их книгах с философией.

И все-таки философия для духовного, или собственно богословского образования - это друг, враг, товарищ или просто служанка ?

- Да, пожалуй, все! И то, и другое, и третье, и четвертое! Как поставишь! Она может быть ярым врагом, а может быть и первым помощником. Я вижу философию, прежде всего, так, как ее видели античные философы и Отцы Церкви. В частности, как сказал прп. Иоанн Дамаскин, философия является любовью к истине, а истина - это и есть Бог, поэтому философия есть любовь к Богу. Это самое общее, фундаментальное понимание философии.

В античности философия была жизнью. На вопрос, когда надо начинать заниматься философией, Эпикур сказал: «Начинать заниматься философией никогда не рано и никогда не поздно, потому, что никогда не рано и не поздно быть счастливым!». Философия научает правильно относиться к себе, к миру. Она непреклонно требует целостного мировоззрения. Она научает разбираться в себе - в своих страстях, желаниях, а это собственно есть аскетика, это требование трезвения! Философия может быть спутником, помощником православного самопознания. Но если свести философию к набору сухих определений, которые студент должен зазубрить, свести ее к набору учений, которые студенту чужды, она может стать врагом, противником. Такая философия способна только навредить!

Мне нравится название книги Алексея Ильича Осипова «Путь разума в поисках истины». Философия - это и есть «путь разума в поисках истины». В человеке есть разум, и поэтому он обречен на то, чтобы искать в себе истину. А это означает только то, что мы должны искать Бога.

Как? Философия и предназначена учить этому. Задача философии в христианском вузе заключается в создании целостного современного христианского мировоззрения, в котором гармонично смогли бы соединиться достижения из разных наук; физики, биологии, богословия, политики, эстетики, этики, и вообще всего.

Скажите, под духовностью можно понимать некую силу, обеспечивающую изначальную целостность человека, которая выражается, с одной стороны, в качестве источника деятельности, а с другой - как некоторая данность, над которой человек вполне и не властен? Один человек движим духом добра, любви, другой может быть лишен этого. Где источник этого?

- Пролистав достаточно большое количество книг, я, к своему удивлению, нигде не нашел четкого понимания, что такое духовность. Это нечто неуловимое, оно ускользает от определения. Для себя я остановился на следующей формуле: духовность - это образ Божий в человеке. Это именно проявление в человеке всего истинного, красивого, доброго, что существует в человеке от Бога. Все это в гармонии, в целомудренном единстве мы можем назвать духовностью, а когда это проявляется вовне, то мы называем это культурой. То есть культура - это объективированная духовность. Человек, который понимает, откуда у него эта духовность - это христианин, он знает ее источник и корни. Он знает, что они у него от Бога, а не просто от хорошего воспитания и образования.

Но понятие «духовность» не является однозначно синонимом добра и блага. В языке, в культуре, в Писании мы встречаем негативное понимание духовности, иную духовность - злую, говорится о духах злобы и отверженности . Язык фиксирует иную реальность, но обозначаемым одним и тем же словом.

- Язык нам может мешать понимать, может нас запутывать. Давайте попробуем следовать четкому употреблению слов. Под словом «дух» мы, прежде всего, понимаем божественность, ибо Бог есть Дух. Отсюда, из стремления уподобиться Богу, мы имеем употребление слов «духовность», «духовное образование» и т.п.

Другое значение слова «дух» - это нечто нематериальное. Но в этом смысле духовную природу имеют, например, бесы, духи злобы. Но это не духовность, а лжедуховность, прелесть, соблазн. Сатана стремится принять видимость Бога, видимость духовности. Задача преподавателей духовных учебных заведений - научить отличать истинную духовность от подделки под нее, от лжедуховности. Язык может сослужить плохую службу, ибо мы часто за омонимами видим синонимы.

- Мои надежды в плане образования скорее утопичны. Я в какой-то мере пытаюсь эту утопию реализовать. Мне хочется, чтобы любое образование было духовным, чтобы, получая любое образование, человек получал бы одновременно и элементы духовного воспитания. Я понимаю, что с точки зрения христианской эсхатологии задача эта утопическая и, тем не менее, мы должны стремиться к ее осуществлению, христианин обязан идти и проповедовать всем народам.

Наш мир слишком сциентизирован, и люди уже не видят иных целей в образовании, кроме удовлетворения практических потребностей. Образование в этом смысле нужно только для карьеры и получения денег. А собственно человек, его духовная природа оказываются вне должного внимания.

С Виктором Петровичем Легой беседовал кандидат философских наук Геннадий Самуйлов

Специально для Православие.Ru

Век живи - век учись (c)

Задайте себе другой вопрос: зачем это нужно? Люди приобретают лопату, чтобы копать землю, молоток - чтобы забивать гвозди, так вот, программирование - это такой же инструмент, который нужен для решения определенный задач.

Подумайте об этом, вопрос куда важнее, чем "куда пойти учиться".

Если у Вас есть конкретная цель (например, хотите создать какой-то веб-ресурс), то подумайте, стоит ли самостоятельно браться за реализацию: вполне возможно, что затраты на обучение (как временные, так и финансовые) не оправдают себя, не лучше ли довериться профессионалам?

Если конкретной цели нет, то есть Вам просто интересна эта область, то нет никакой необходимости идти учиться в какое-либо учебное заведение: программировать можно научиться самостоятельно, благо есть всевозможные ресурсы а-ля codeacademy, coursera и другие. Плюс, к тому же, сейчас нет проблем с литературой и компьютерами (как это было раньше, что выделяло программистов в особую "касту").

Знакомиться с принципами программирования лучше в таком порядке: элементарные конструкции (ветвления, циклы, вызовы функций), алгоритмы и структуры данных (здесь, кстати, придется попотеть с математикой - анализ сложности алгоритмов никто не отменял), изучение конкретного языка (я бы посоветовал Python).

Немного собственных наблюдений: очень много знакомых программистов изначально не учились на таковых. Встречалось много людей разных возрастов, выходцев из разных профессий: от фармацевтов и кинологов, до военных и педагогов.

Немного своего опыта: учился на программиста, хотя изначально такой цели не было - я скорее просто увлеченный наукой человек. На момент поступления умел программировать, по опыту обучения студентов могу сказать, что научиться может каждый, было бы желание.

Я с вами согласна, когда дело касается мужчин. Если на эту тропу выходит женщина без какого-либо технического бекграунда, которым изобилует обычное мальчиковое детство, и без знакомств среди парней-программистов или айтишников, то пиши пропало... Сама азы выучит, а что дальше? Кто ее возьмет в команду? Где уже взрослой найти компанию? А даже если и найдет, какой шанс у девушки, что ее без опыта и без предубеждений кто-ниб возьмет в свой проект вместо другого парня, например? Или кто-то ее порекомендует на работе? А ведь если парень не справляется, это списывается, если девушка - могут сразу поставить клеймо. А в вузе берешь и делаешь, знакомишься и общаешься, получаешь всю базу с возможностью практики и в режиме вопрос-ответ лоб в лоб, а потом еще и на стажировку точно возьмут, и даже можно магистратуру уехать получать заграницу, там и остаться... Плюс ну нет у женщин возможности круглыми сутками сидеть у компьютера, если ее не обеспечивают абсолютно полностью, включая горничную, повара, няню и личного массажиста... Это все из своего опыта наблюдения. Парням тупо проще, потому что их как правило кормят, обстирывают и убирается кто-то другой (мама, жена или нанимает, либо ест не дома). Даже после работы мужчина приходит, и если он женат, то все! Он учится! Все на цыплчках дома! Дети, не мешать! Кушать - на! Никто не дергает его. Уважение, понимаете! А теперь женщина... Мама, дай то! Жена, где это? Постирать, погладить, убраться, приготовить, почитай, поговори, помоги... А потом на час-два сесть программированием позаниматься? Прошла через это. Никому не советую. Если есть возможность уходить на учебу, пусть идет.

Для каждой мамы декретный отпуск – это реальная возможность притормозить, осмотреться и попробовать понять всем ли она довольна в жизни? Тем ли занимается, чем хочет? Успела ли воплотить свои давнишние желания и мечты? Для многих именно этот период становится началом новой карьеры, а может и в корне меняет жизнь. Существуют сотни возможностей научиться чему-то новому но, к сожалению, большинство из них недоступно для молодых мам.

Сама я в декрете уже почти 4 года. За это время в прошлой жизни я успела защитить диплом бакалавра, получить права, сдать экзамены на второй уровень на курсах испанского и провести два десятка крупных мероприятий как внутри, так и за пределами страны. Вместо этого сейчас моя голова представляет собой склад стихов Барто и Чуковского, слегка приправленных Маршаком, я научилась на слух различать 4 вида детского кашля, безошибочно определяю, чем именно - кремом для бритья или зубной пастой вымазан кот, и готовлю кашу детям на завтрак с закрытыми глазами. Ну как? Результаты впечатляют? А могла бы за такой срок с помощью индивидуальных преподавателей легко и свободно выучить французский и научиться шить карнавальные костюмы, а может и потрясающе танцевать цыганочку.

Евгения Попова, создательница проекта «территория Интеллектуального Досуга "Opus 21"» http://opus21.ru/ :

« Мамы, сидящие в декрете, не всегда могут позволить себе выбираться на какие-то занятия или курсы. К тому же , на последних месяцах беременности и когда ребенок еще маленький не очень хочется сидеть в местах большого скопления народа, где кто-то обязательно чихнет. Гораздо к омфортнее встречаться с преподавателем один на один. Причем неважно на чьей территории, этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Собственно т ак и формируется «начинка» каждого курса. Методики разрабатываются самими мастерами и адаптируются под каждого ученика лично. К примеру, кому-то может потребоваться 10 занятий для того, чтобы овладеть навыками игры на фортепиано, а кому-то всего пять » .

Как это работает?

На самом деле, все настолько просто, что говорить об этом даже неловко. Для того, чтобы начать учиться нужно всего-то выбрать курс, записаться на него и оплатить. Далее вы сможете выбрать опции: проходить обучение дистанционно, (если эта возможность предусмотрена спецификой курса) или обучаться очно; заниматься индивидуально или с группой единомышленников (опять же, надо понимать, что обучаться английскому втроем – это нормально, а вот учиться играть на скрипке правильнее тет-а-тет с преподавателем); освоить начальные навыки или максимально углубить знания. После прохождения курса каждый ученик получает официально подтвержденный сертификат и всеобщее признание, а также возможность блеснуть приобретенными знаниями в кругу друзей.

Евгения Попова: « Для наших учеников не существует никакой возрастной планки. Нужно только желание. История знает примеры того, как люди в 50 переквалифицировались из химиков в скрипачи или из бизнесменов в художники, добивались известности, становились успешными, а главное счастливыми. У нас преподают прекрасные специалисты. Каждый из них уже давно добился признания в своей области. Например, наш мастер по цыганскому вокалу, Радда Эрденко, наследница всемирно-известной цыганской династии, подруга Мадонны, великолепный профессионал, потрясающая мама и удивительный человек, а преподаватель по фортепиано Владимир Свердлов – известный пианист и композитор, лауреат международных конкурсов. Кстати тоже недавно стал папой! »

Чем можно заниматься?

У вас будет возможность выбрать из множества предложенных курсов по совершенно разным направлениям: актерское мастерство, иностранные языки, кино, изобразительное искусство, музыка, рукоделие, стиль и так далее. А можно вообще попросить составить курс исключительно для вас, даже если его нет в программе. Может быть, вы всегда мечтали разбираться во флорентийской мозаике или истории зарубежного кино? Ваше время пришло, скорее записывайтесь на занятия. Среди необычных курсов: «Интересное о кино», «Цыганский вокал», «Шляпка своими руками», словом, можно найти хобби на любой вкус. Цены колеблются от 5 000 до 150 000 рублей в зависимости от сложности курса и уровня мастера.

Евгения Попова: « Будущим мамам и мамам уже состоявшимся надо наслаждаться прекрасным, поэтому им я бы посоветовала освоить новые языки: английский, французский, испанский; пройти курс по стилю, заняться изобразительным искусством и, наверное, что-то из музыкальных инструментов, тут уж, кому, что нравится » .

Развиваться и образовываться можно не только в плане хобби. Например, сервис https://www.coursera.org/ предлагает пройти любой курс из арсенала топовых мировых университетов, причем, совершенно бесплатно! 25 направлений на 12 языках ждут своих учеников. Здесь вам предложат изучить историю группы ‘the Beatles’, пройти курс по информационной безопасности или узнать об актуальных проблемах современной астрономии. Записаться на обучение можно, буквально, в два клика. Уведомление о начале курса придет на вашу электронную почту - с этого момента и начинается учеба! Прогуливать не разрешается, тем более, что все преподаватели ресурса – реальные профессора международных университетов. Для удобства учеников все лекции дублируются субтитрами, это на случай, если язык, на котором изучается интересующий вас материал, еще неидеально освоен. Вообще, в интернете можно практически все: научиться торговать на бирже, пройти курс бизнес-планирования или совершить экскурс в международную экономику. Главное, понимать, зачем вы это делаете, извлекаете ли вы из этого пользу.

Евгения Попова: « Развиваться – это естественное желание каждого нормального человека. Индивидуальное обучение сейчас набирает обороты и это замечательно, что люди хотят получать знания, образовываться, а не стоять на одном месте, покрываясь морщинами. Всему приходит свое время .

Если же курсы и сертификаты – это для вас мелковато, то замахнуться можно и на второе высшее образование. То есть, фактически, закончить университет через интернет. Например, МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) набирает студентов для обучения онлайн по специальностям менеджмент, экономика, бизнес-информатика, прикладная информатика, юриспруденция, МВА-онлайн. Результатом обучения станет настоящий государственный диплом. Стоимость годового курса начинается от 25 тысяч рублей. Дистанционное обучение есть почти во всех ведущих ВУЗах столицы, и даже в МГУ. Тут вообще предлагают выбрать практически из всех факультетов университета. Остается только решиться, ведь времени обучение в университете займет больше, чем любые курсы, а значит, есть риск бросить дело, не доведя его до конца.

Кристина Басс Гарсиа: По первому образованию я театровед, театральный критик. Окончила ГИТИС, затем училась в аспирантуре. Я вообще очень люблю учиться, меня этот процесс вечного студенчества затягивает и внутренне омолаживает. Однажды, случайно встретила на улице бывшую одноклассницу, она рассказала, что записалась на курсы повышения квалификации при факультете психологии МГУ. Я впечатлилась, но курсов мне показалось мало, захотелось ощутить себя признанным психотерапевтом. Все оказалось очень просто. Пришла, подала документы о предыдущем образовании (диплом, паспорт). Вступительных экзаменов как таковых не существует, но есть собеседование - коллоквиум, на котором могут задать вопрос из любой области. Я готовилась самостоятельно, просто прочла пару книг по психологии из списка литературы для первокурсников. Поступила легко. Курс оказался замечательным. К сожалению, спустя 2 года жизнь сложилась так, что надо было выбирать между новой работой и учебой (мой выб о р пал на отделение клинической психологии , ) и диплом я так и не получила. Но учиться я еще буду обязательно!»

Начать изучать что-то новое никогда не поздно. Если вы всегда мечтали красиво петь или разбираться в тонкостях мировой экономики не откладывайте решение в долгий ящик, декретный отпуск – самое время заняться своими полузабытыми желаниями. В общем, я не знаю как вы, а я пойду потесню детское лего своим новеньким мольбертом и может, наконец-то, научусь рисовать что-то более сложное, чем «точка-точка-два-крючочка», ведь рисовать я мечтала с детства.

Ср. Ах, если говорить серьезно, Учиться никогда не поздно. Григорович. Домашняя история. Ср. Never too old to learn. Ср. On n est jamais trop vieux pour apprendre. См. Век живи, век учись. См. лучше поздно, чем никогда …

НИКОГДА, нареч. Ни в какое время; ни при каких условиях. Учиться никогда не поздно. «От невинных удовольствий я никогда не прочь.» Гоголь. «Никогда, никогда коммунары не будут рабами.» песня. «Горе никогда не убивает.» Л.Толстой. ❖ Как никогда… … Толковый словарь Ушакова

ПОЗДНО, позднее и позже, нареч. 1. (сравн. не употр.), в сочетании с нареч. В конце того времени, поры, к рые названы наречием (без него о позднем вечере). П. вечером. П. ночью. П. осенью. Лёг спать п. 2. После обычного, установленного или… … Толковый словарь Ожегова

Лучше поздно, чѣмъ никогда. Ср. Здѣсь имъ очень, очень довольны... Ленѣ говорили, qu’il est très bien vu! Что жъ, лучше поздно, чѣмъ никогда. Боборыкинъ. Поумнѣлъ. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это нѣсколько? «Ну, mieux tard que jamais. Лѣсковъ …

Ср. Здесь им очень, очень довольны... Лене говорили, qu il est très bien vu! Что ж, лучше поздно, чем никогда. Боборыкин. Поумнел. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это несколько? Ну, mieux tard que jamais . Лесков. Обойденные. 3, 2. Ср. В то время … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Инвестор - (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

- (ок. 35 ок. 96 гг.) ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: век живи, век учись. Мельников. На горах. 1, 4. Ср. Послушайте ж меня, тогда поймете... Вот оно и выходит на то, что век живи, век учись, а помри дураком. Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Вѣкъ живи, вѣкъ учись (а умрешь дуракомъ). Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: вѣкъ живи, вѣкъ учись. Мельниковъ. На горахъ. 1, 4. Ср. Послушайте жъ меня, тогда поймете... Вотъ оно и выходитъ на то, что вѣкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

См. Учиться никогда не поздно … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Ноутбук. Учиться никогда не поздно. Руководство , Спира Ирина Ивановна. В наше время ноутбук - уже не дорогая игрушка для молодежи, а важный и эффективный инструмент для пользователей любого возраста, значительно облегчающий обращениес информацией, а также…
  • Ноутбук Учиться никогда не поздно , Спира И.. В наше время ноутбук – уже не дорогая игрушка для молодежи, а важный и эффективный инструмент для пользователей любого возраста, значительно облегчающий обращениес информацией, а также…

Когда я в далеком 2001 получала свой диплом инженера, то даже не предполагала, что спустя годы снова сяду за парту. Нет, я допускала возможность посещения каких-нибудь хобби-курсов, типа вязания или фотографии, но о втором высшем я не задумывалась.

Лишь бы была корочка

Моя бабушка говорила: «Линда, лишь бы была корочка о высшем образовании, а работать, возможно, пойдешь совсем не по специальности». И приводила в пример себя: со своей специальностью «обработка металлов резанием» она где только не работала, в самых разных отраслях.

Теперь я с этим мнением категорически не согласна. Ведь сам по себе диплом без знаний не имеет ценности. А когда со своими инженерными знаниями приходишь, например, в сферу переводов, оказывается, что очень многого не знаешь. Даже если по английскому была стабильная пятерка в школе и вузе, даже если несколько лет подряд было первое место в городских олимпиадах.

Психолог или преподаватель

Я долго решалась, стоит ли идти на второе высшее. Меня манила профессия психолога. Я считала ее очень благородной и мечтала, как буду помогать людям выкарабкаться из паутины депрессии и начать радоваться жизни.

Я не только мечтала, еще и откладывала деньги на получение заветной «корочки». Прошло несколько лет. И вот однажды я разговаривала со своей подругой Викой на тему учебы. Именно Вика высказала ценную мысль: «Линда, это очень тяжелая профессия, принимать на себя весь груз человеческой боли. Не уверена, что ты выдержишь».

Опасная профессия

Далее Вика продолжила: «В одном из фильмов психолог беседовала с мальчиком подростком, который не видел смысла жить. Они поговорили, а на следующий день он покончил с собой. Она потом долго не спала ночами, винила себя, что не нашла нужных слов».

А дальше Вика подала идею пойти учиться на преподавателя, как она, только ее специальность – русская литература, а я пошла на преподавателя английского. Сейчас я считаю, что совет был очень правильный. Если преподавателю работу найти не так просто из-за конкуренции, то психологу – в разы сложнее.


Университет третьего возраста

Когда люди переучиваются в 30 или 40 лет – это, считаю, естественно. В наше время нужно постоянное обновление знаний. Но, оказывается, за парты садятся и 60-70 летние бабушки и дедушки. У нас в Киеве работает так называемый «Университет третьего возраста».

Конечно, обучение в этом учебном заведении люди проходят скорее для души. А также обретают такое важное в преклонном возрасте общение с единомышленниками. Это яркий пример того, что учиться не поздно в любом возрасте.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,