С ростом количества мотивационных и развивающих книг и статей, имеет значение не только личный опыт автора в конкретном вопросе, но и наличие любых практических доказательств того, что эти методы работают. Поговорим сегодня о том, и в каких областях следует развиваться.

Саморазвитие личности: эксперимент

Было проведено экспериментальное исследование с участием группы молодых людей. Перед ними поставили условие – необходимо провести 2-ое суток в одиночестве. При этом не допускались какие-либо развлечения, включая гаджеты. Они все еще могли заниматься, читать обычные книги, писать что-либо и так далее – набор обычных бытовых дел. Плюс ко всему, каждый из участников мог в любой момент перестать участвовать.

Результаты эксперимента

Результаты, мягко говоря, шокирующие. В эксперименте участвовало около 100 человек, но до финала дошли всего 3: 2 девушки и 1 один парень. Позже они рассказали, как себя занимали. Молодой человек уделил время физическими тренировками, одна из девушек погрузилась в мир искусства и творчества – читала книги и писала дневник, а другая – в себя - занялась медитацией.

Остальные же участники просто не выдержали пытки, сообщив, что решили закончить свое участие. Но, что еще хуже, у каждого из них изменилось внутреннее состояние – они стали более нервными, раздражительными и заработали себя хронические заболевания.

Вывод

Современная молодежь просто не приспособлена жить без того, к чему они сами привыкли. Они не могут абстрагироваться полностью от мира и погрузиться в пучины собственного сознания или даже выбрать более традиционные средства времяпровождения.

Большинство молодых людей обязательно посвящают себя телевизору, серфингу в интернете и социальных сетях, перепискам ни о чем. При это, понятие «саморазвития» для них либо неизвестно, либо не имеет никакого значения.

Саморазвитие - с чего начать?


Начинать, как и всегда, нужно с понимания того, что именно ты делаешь. Развитие – это процесс улучшения или изменения всего существующего. Жизнь, по сути – постоянное развитие, которое если и не касается каких-либо качеств, обязательно проходит сквозь призму взросления, социальных отношений и различных взглядов на мир.

Опираясь на эти суждения, приходим к выводу, что саморазвитие – это целенаправленные действия, главная цель которых изменить или же улучшить определенные аспекты жизни, будь-то карьера, умение общаться или любой необходимый навык.

Понимание собственных действий - первый шаг навстречу саморазвитию. Теперь, конкретно о том, с чего же начинать.

  1. Поставьте цели;
  2. Планируйте день;
  3. Начните читать;
  4. Ведите здоровый образ жизни;
  5. Освойте навыки общения;
  6. Найдите хобби;
  7. Обретите финансовую независимость;
  8. Выучите иностранный язык;
  9. Станьте увереннее в себе;
  10. Путешествуйте.

План саморазвития


Если человек стоит посреди леса и не знает, куда ему двигаться, первое, что необходимо сделать – определить, где он конкретно находится.

Точно так же и здесь. Осознав, что необходимо развиваться, нужно понимать, с какой точки это развитие начнется, и какие конкретно усилия нужно прикладывать, чтоб добиться определенного результата. Для этого подойдет серия вопросов.

Задайте себе вопросы

  • Что не устраивает меня?
  • Что не устраивает людей, мнения которых для меня важно?
  • Чего бы я хотел достичь?
  • И так далее.

Колесо жизни

Бывает так, что тяжело сразу определить, какие проблемы преобладают в жизни, поэтому здесь на помощь придет «Колесо жизни». Оно будет состоять из 10 секторов, каждый из которых отвечает за жизненно важные аспекты существования каждого человека.

Здесь главное – максимально объективно подойти к выполнению. Вы должны увидеть свои недочеты и пробелы, которые нужно исправить, а не создать иллюзию хорошей жизни.

Рассмотрим некоторые из секторов.

Здоровье

Один из основополагающих разделов, от которого зависит успех в остальных сферах жизни. Правильный режим дня, здоровый сон, занятия спортом и хорошая еда.

Духовность

Умение слышать себя, контролировать эмоции и направлять их в нужное русло. Минимум отрицательных эмоций и сплошной позитив. Медитация – один из методов, способных помочь в достижении духовного равновесия.

Финансы

Это тот раздел жизни человека, который при ощущении неудовлетворенности нам мешает крепко спать по ночам и, соответственно, очень пагубно влияет на существование, в целом. Многие люди посвящают проблемам финансового благополучия всю жизнь, но порой достаточно приложить чуть больше усилий – показать свое упорство на работе или найти новую, начать заниматься собственным бизнесом или повысить квалификацию.

Социальность

Люди окружают нас повсюду, поэтому от умения общаться зависит очень многое. Правильно себя ставить и достойно относится к действительно важным личностям.

Личностный рост

Внимание собственным навыками и способностям, развитие памяти, творческого мышления, борьба с прокрастинацией, умный тайм-менеджмент.

Как видите, сфер действительно много, поэтому нужно четко делать выбор в пользу одного или другого направления. Если определиться очень сложно, то можно идти по порядку. Наладив здоровье, найдя общий язык с самим собой, перестав переживать о финансовой стороне жизни, научив общаться с людьми и постоянно развиваясь можно действительно добиться больших успехов. Главное не распыляться на все сразу.

Будьте честны с собой

Для того чтоб получить пользу от процесса саморазвития, нужно определить, где оно действительно нужно, а для этого – честно взглянуть на свои слабые и сильные стороны.

Вы посмотрели правде в глаза, и со слезами обозначили собственные промахи. Но ведь это делалось не для того, чтоб показать, насколько плоха жизни. Наоборот, чтоб исправить это. Сначала все-таки нужно решить, с чего начинать.

Разделение цели на подцели

Решение проблемы каждого из секторов должно состоять из одной глобальной цели, которую можно разбить на несколько поменьше, дабы проще подойти к выполнению той единственной. Для того чтоб не запутаться в том, что придется проделать на пути – каждый этап лучше записать.

Как поставить цель

Бывает и такое, что сложно поставить цель. Для этого есть несколько общих правил, которые упростят процесс. Нужно чтоб цель была измеримой, ее действительно можно было достигнуть и четко понимать срок достижения.

Для примера составим один план действий. К примеру, вы решили стать лучше, получив новые навыки и решить финансовые вопросы своей жизни, найдя новую работу. Проблема заключается в нехватке знаний, неумении концентрироваться и слабой продуктивности.

Что для этого можно и нужно сделать?

  • Пройти курсы повышения квалификации;
  • Научиться фокусироваться на делах;
  • Научиться планировать свое время, посетить тренинг об этом или прочесть книгу;
  • Написать резюме, направив его во все места, где хотелось бы получить работу.

Полный список, над чем можно работать:

  1. Формирование полезных и избавление от вредных привычек;
  2. Развитие личных и профессиональных качеств характера;
  3. Улучшение финансового положения, повышение финансовой грамотности;
  4. Развитие полезных навыков;
  5. Работа над внешнем видом: стиль и фигура;
  6. Стиль жизни и привлекательный лайфстайл;
  7. Работа над голосом и речью;
  8. Работа над поведением, жестами и взглядом;
  9. Мотивация и дисциплинированность;
  10. Развитие мышления и интеллекта;
  11. Психологическое и физическое здоровье;
  12. Отношения с противоположным полом и дружба;
  13. Развитие харизмы и навыков общения;
  14. Интересные хобби и увлечения;
  15. Спорт: развитие силы и выносливости.

На нашем сайте вы можете найти полезную информацию по каждому из пунктов (см. меню).

Введение ………………………………………….

1. Обзор литературы………………………………..

1.1 Поиск смысла жизни в некоторых

философских концепциях………………………………

1.2 Проблема самовоспитания

личности в литературе…………………………………

Практическая часть …………………………….

2. Способы осмысления внутреннего мира……..

3. Слагаемые личностного роста………………….

3.1 Определение цели, выбор идеала…………

3.2 Формирование образа «Я»………………….

3.3 Управление эмоциями и чувствами……….

3.4 Программа личностного роста, пути и

средства её реализации……………………………….

Заключение ………………………………………..

Библиографический список …………………...

Приложение ……………………………………….. Введение

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя.

В. Надеждин.

Тема самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любом возрасте для человека.

Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период в психосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моё отношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть моя жизненная ориентация, отношение к жизни и сама жизнь. Поэтому цель моего самовоспитания и настоящей работы – понять себя, определить отношение к себе и другим людям, развить личные качества.

Задачами данного исследования являются:

1. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.

2. Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.

Объектом и предметом данного исследования явился мой внутренний мир душевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых. Открывая себя, я готова к постижению нового, а, следовательно, к постоянному изменению и совершенствованию себя.

Научное исследование обогатило меня знаниями по психологии, расширило мой кругозор. Полученные мной знания я каждодневно применяю в жизни, чтобы понять состояние души, преодолеть свои недостатки, управлять эмоциями. Результаты данного исследования имеют практическое значение для окружающих меня людей.

Во-первых, мой личный опыт, используемые психотехники и упражнения могут оказаться полезными и интересными другим людям, и послужить побудительной силой в их личностном росте.

Во-вторых, больше пользы людям я принесу только тогда, когда буду иметь позитивную жизненную позицию, научусь управлять негативными эмоциями и чувствами, развивая в себе положительное и искореняя недостатки.

Республика Кабардино-Балкария, в которой я живу, не является зоной этнической нетерпимости, но находится в соседстве с проблемными этническими группами. Вот поэтому воспитанию толерантной личности в республике уделяется особое внимание.

В третьих, я связываю тему своей работы с понятием толерантности, потому что развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и способность к самопознанию, невозможно без работы человека над собой.

1. Обзор литературы.

1.1 Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях.

В поисках смысла человеческого бытия и нашей собственной жизни мы обращаемся к различным философским концепциям. Они открывают нам окно в мир внешний и мир внутренний, помогают объяснить наши мысли и чувства. Было бы наивным ожидать, что мы раз и навсегда найдём в них решение всех вопросов, которые волнуют человека. Совершенно прав В. Библер: «Наш дух стремится прислониться к одному из возможных смысловых спектров (выбор велик…) и поскорее намертво срастись с ним. Но такое успокоение каждый раз разрушается не только судорогами бытия, но и странным беспокойством человеческой Головы».

Философия долженствования.

Назовём так философскую, идеологическую, этическую концепцию, в рамках которой народ нашей страны жил и мыслил до последнего времени, а многие живут и мыслят сегодня. Марксизм является лишь одним из ответвлений данного миропонимания, но именно в нём оно нашло наиболее полное своё воплощение.

Личность рассматривается в данной концепции как совокупность общественных отношений, продукт социального воздействия. Согласно ей, человек не может, не имеет права замыкаться на своих личных интересах и потребностях. Наиболее ценные человеческие качества - гражданственность, чувство долга, ответственность, способность подчинить личные интересы общественным. Смысл жизни человека - в служении Отечеству. Ценность человека измеряется тем, как он сумел подчинить себя общественному долгу. Специфичность проявления данной тенденции в советском обществе С.Л. Франк определяет как «социальный фанатизм». Социальный фанатизм практически (вопреки своим целям) не отвергает внутренних духовных сил личности; напротив он хочет их использовать - и, прежде всего основную потенцию внутренней жизни личности: веру, мечту, нравственное чувство, энтузиазм, коротко говоря, духовный огонь, которым горит личность. Но он хочет целиком без остатка вложить эту силу во внешнее делание - социальное строительство. Вся душа, всё сердце человека мобилизуется и предназначается для утилизации как сила, нужная для общественного строительства.

Таким образом, философия долженствования не только игнорирует внутренние духовные силы человека как источник, побудитель его активности, но и снимает ответственность человека за его деяния, образ жизни.

Философия существования (экзистенциализм).

Экзистенциализм-направление современной философии, возникшее в начале века в России (Шестов, Бердяев).

Отправная точка зрения данной концепции - признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.

Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить данную ему от природы уникальность. Взрослея, он теряет свою индивидуальность, ориентируясь на других («я как все»). Иногда он сознательно отказывается от своей индивидуальности, нивелируется - так ему кажется легче прожить. Отказ от полноты собственного существования ведёт к крушению личности.

Философия существования является основой гуманистических педагогических воззрений, рассматривающих воспитание, как создание условий для саморазвития и самореализации личности, как помощь её в самоопределении, в выборе своего жизненного пути, осознание принятия решений.

Концепция этической духовности.

Одно из наиболее и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования содержится в русской философской мысли концаⅩⅠⅩ - началаⅩⅩвека. В основе этого воззрения лежит идея развития духовности как душевности.

Человек есть существо, в котором соединяются начала духовное, душевное и телесное. Западная цивилизация направлена, прежде всего, на развитие телесного начала в человеке, а также на развитие воли, которая, по мнению Г. Федотова, менее всего выражает душевность.

Религиозные западная и восточная традиции высшим свойством человека считают его бессмертный дух, рассматривая его как ту субстанцию, которая может существовать и развиваться вне телесной оболочки человека и является выражением его божественной сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной, Космосом. Согласно философским концепциям, душевность есть нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух с телом (чувства, эмоции, переживания).

Русские философы отвергают такое понимание духовности человека. Высшая духовность, по их мнению, невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за всё, что совершается вокруг него.

Философия космизма.

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в научно – философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности сознания космическому бытию, мысль о человеке как микроскопе проходят через мировую культуру как восточную, так и западную.

Согласно восточным учениям, все явления в мире (в том числе человек) имеют двойную природу: внешнюю и внутреннюю, видимую и невидимую, духовную и материальную. Преодоление противоречия между ними и выступает движущей силой эволюции.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, философы–космисты утверждают, что оно может идти лишь в одном направлении, в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.

1.2 Проблема самовоспитания личности в литературе.

Ни одна другая наука не располагает таким богатым фондом сведений и наблюдений, каким являются для психологии памятники письменной культуры: произведения художественной литературы, жизнеописания, документы и т.п. Начинающий психолог, особенно если он молодой человек, ещё мало знает людей, жизнь и самого себя. Таким образом, я должна постоянно помнить об этом «золотом» фонде и максимально использовать произведения классиков для расширения своего жизненного опыта.

Наука об исцелении души, писал ещё Цицерон, есть философия, но помощь её приходит не извне, как помощь против телесных болезней – нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим.

Гёте говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Канадский учёный Ганс Силье в книге «Стресс без дистресса» рассматривает положение современной молодёжи. «Чтобы преодолеть нынешнюю волну расслабляющего крушения духовных идеалов, ведущую к насилию и жестокости, – пишет он, - нужно убедить молодых людей, что они не утолят нормальную жажду свершений эксцентрическим поведением или бесконечной погоней за любовными победами».

Многие великие люди формулировали для себя жизненные принципы, правила, которые помогали им строить свою жизнь. Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течение определённого времени сосредоточивать своё внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею – переходить к другой и так далее».

Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, - пишет Н.Г. Чернышевский, - позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей». Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт».

Книги для меня имеют огромное значение для самовоспитания. Мои любимые авторы – Уильям Шекспир, Омар Хайям, Михаил Афанасьевич Булгаков, Иван Сергеевич Тургенев.


Практическая часть.

2. Способы осмысления внутреннего мира.

В работе над собой полем моей деятельности стал собственный внутренний мир. Переработав психологическую литературу (1, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18) я постаралась ответить на вопросы: на что направить свою деятельность? Каковы способы её реализации?

Самосовершенствование включает в себя три взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль и саморегуляцию, саморазвитие. (7)

Важнейшим инструментом каждого из них является рефлексия. Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. (12) Для того, чтобы я могла понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, я должна овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. В наших занятиях рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». (7)

Смысл всех существующих психотехник – достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на саморазвитие человека, основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции.

Вот те способы которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:

Способ первый: Релаксация.

Релаксация – это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:

Для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению;

В стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;

В ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

Как же я расслабляюсь:

Принимаю удобную позу (сидя в кресле), закрываю глаза и начинаю делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхая ртом, снимаю накопленное напряжение, усталость, до тех пор пока не достигну внутреннего расслабления.

Очень эффективен для меня сеанс самовоспитания – погружение в состояние полного телесного покоя: текст сеанса записан мной на аудио кассету (А.А. Востриков: Культура эмоций. – Одесса, 1989). (см. Приложение) Другой способ – психическое замедление. Я представляю себя спящей кошкой и переключаюсь на её ритм.

Ещё один приём – сосредоточение внимания на пламя свечи, маятник, аквариум и отключение мыслей.

Из состояния релаксации я выхожу постепенно: напрягаю мускулы, углубляю дыхание, открываю глаза и готова к погружению в себя.

Способ второй: Концентрация.

Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. (7)

Я представляю картину, как сижу в саду и слышу разные звуки: пение птиц, жужжание насекомых, шелест листвы на ветру. Я выделяю один звук, например шелест листвы, и пытаюсь сосредоточить свои зрительные, звуковые, телесные и другие ощущения на возникающих эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в моём сознании.

Перечислю используемые упражнения на концентрацию внимания на объектах внешнего мира: сосредоточение на предмете, сосредоточение на ощущениях, сосредоточение на эмоциях и чувствах. (7) Навык сосредоточения базируется на развитии свойств внимания.

Способ третий: Визуализация.

Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций (7).

Для развития образных представлений я использую ряд упражнений. В состоянии релаксации я пробую увидеть образ зеркала и себя в этом зеркале; зрительные, слуховые образы хорошо известных предметов; абстрактные понятия (7). В повседневной жизни я использую памятку на активизацию воображения.

Способ четвёртый: Самовнушение.

Самовнушение – это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. (7)

В настоящее время я начала осваивать аутогенную технику, приёмами которой может овладеть любой человек. Она была разработана в 20 – 30-е годы нашего века немецким психотерапевтом Г. Шульцем. Её цель – психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации.

3. Слагаемые личностного роста.

Самовоспитание нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой – это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, которые он выбирает. И как у всякой деятельности, у неё есть определённая структура, логика, последовательность действий. (1)

Особенностью всех излагаемых ниже психотехник является их фиксация на бумаге. Я давно веду практику делать дневниковые записи, рисунки. Анализируя содержание записей и рисунков мы с руководителем обратили внимание, что эти занятия для меня имеют важное психотехническое значение. В своих записях и рисунках я фиксировала на бумаге свои мысли, эмоции, фантазии и планы на будущее.

Я для себя определила те шаги, которые должна сделать, чтобы двигаться вперёд к цели:

1 этап: Определение цели.

2 этап: Создание идеала.

3 этап: Определение временных рамок и выделение целей.

4 этап: Самопознание и самоосознание.

5 этап: Самоконтроль и саморегуляция.

6 этап: Саморазвитие.

3.1 Определение цели, выбор идеала.

1 этап: Определение цели.

Работу над собой я начала с определения цели и выбора идеала. Чего я хочу достичь в своём личностном развитии, какой я хочу стать?

Взять карандаш и бумагу. Устроиться поудобнее, чтобы чувствовать себя максимально комфортно. Постараться без ограничений нарисовать свою будущую жизнь - так, как я хотела бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым мне хотелось бы пройти, с теми вершинами, на которые мне хотелось бы взойти.

Я начала со списка того, о чём мечтаю, кем хочу стать, какой хочу стать, какие личные качества хочу приобрести. Сосредоточилась и в течение 10-15 минут заставила свой карандаш беспрерывно работать. Я дала волю своему воображению, отбросила ограничения, если возникали какие-то сомнения или ограничения, я мысленно себе представляла, что вывожу их с поля. Записывала то, чего хотела бы в результате достичь.

Я следовала следующим правилам:

1. Формировала цели в позитивных терминах.

2. Была предельно конкретна, постаралась увидеть, услышать, почувствовать, представить себе результат. Постаралась составить ясное представление о результате.

3. Формировала только такие цели, достижение которых зависит только от меня.

2 этап: Создание идеала.

Определить цель самовоспитания человеку значительно легче, если у него есть представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. «… Идея – основной источник энергии творческой личности. Идеал – это идея, преобразованная в мощный энергетический заряд, Направляющий творческую энергию личности к будущему». (Вайнцвайнг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990 – с.36)

Для меня идеал – это не конкретный человек, а обобщённый образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для меня, что побуждает меня к самосовершенствованию.

На данном этапе я воспользовалась рисунком и описанием тех личных качеств, которые я бы хотела видеть у себя. Я нарисовала на бумаге свой автопортрет, такой, какой я хотела бы стать, образ, воплощающий отдалённые цели и стремления. (см. Приложение, рис.)

3 этап: Определение временных рамок и выделение целей.

На данном этапе я, просмотрев составленный ранее список, присмотревшись к портрету, определила, в какой временной сетке всё будет происходить.

Цели я ставила: общую – всестороннее развитие собственной личности – и частные. Общую цель я отнесла к дальней перспективе, а частные – к ближайшим целям, планам и шагам.

Самые важные на два года цели:

- формировать силу воли;

Развивать:

- усидчивость, целеустремлённость, организованность;

- память и внимание;

- терпимость, понимание, уважение по отношению к другим людям;

- научиться контролировать свои эмоции, чувства, обдумывать поступки;

- открыть своё «Я», принять себя, сформировать целостный образ «Я».

После определения целей я написала, почему они для меня важны.

3.2 Формирование образа «Я».

4 этап: Самопознание и самоосознание.

Итак, цель определена, но достижима ли она? Для этого я соотнесла с этой целью и идеалом свои возможности и способности, поэтому следующий этап самовоспитания – познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей.

В самопознании главное - выделение собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное можно преодолеть свои личные недостатки.

Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, нужно задать себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Кто Я?». Здесь же нужно ответить на него… двадцать раз.

То, что вам удалось написать – автопортрет «Я». Образ «Я» человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты характера и внешнего облика. Все их, даже самые оригинальные, можно объединить в три группы.

ОБРАЗ «Я»


социальный физический психологический

А теперь надо проанализировать собственный автопортрет. (5)

Потом надо вернуться к списку из двадцати характеристик «Я» и выполнить ещё одну процедуру. Она поможет лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа «Я» может рассматриваться и как положительная, и как отрицательная.

Каких качеств в «Я» - образе больше? Чтобы понять это, надо поставить рядом с каждой характеристикой знак: «+» или «-». Важна, чтобы это была личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Затем оценить, сколько отрицательных и сколько положительных характеристик. (5)

Что же получилось в результате? Каких характеристик – положительных ли отрицательных – больше в образе вашего «Я»?

Образ внутреннего мира – это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.

У меня в целом образ «Я» окрашен позитивными эмоциями. Чтобы достигнуть гармонии с самим собой, все характеристики должны быть равноценны.

Отношение к миру и окружающим людям, способность к самостоятельным решениям, свободным и ответственным действиям зависят от того, каковы представления человека о самом себе, какова его Я – концепция.

Я – концепция



Реальное Я Идеальное Я Зеркальное Я

или представления или представления или представления

о том, каков Я на о том, каким Я о том, как меня

самом деле хотел быть воспринимают другие

Таким образом, «Я - концепция»помогла мне разобраться в своём индивидуальном «Я», осознать почему у меня реальное «Я» и зеркальное «Я» отличаются, что нужно, чтобы «Я» реальное стремилось к «Я» идеальному. (5)

Я остановлю своё внимание на некоторых психотехниках. Упражнение «Части моего Я» помогло осознать себя в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств. Я не подозревала, что во мне находится столько не похожих друг на друга людей. На рисунке я изобразила самых характерных своих субличностей.

Упражнение «Кто я такой?» итог - словесное определение Я-концепции, т.е. относительно согласованного и зафиксированного представления о самой себе.

Упражнение «Уровень самооценки личности» в котором подсчитывается самооценка интеллектуальных, волевых, нравственных качеств (руководство практического психолога).

Эти и другие упражнения способствовали осознанию и переживанию своего я, позволили видеть себя со стороны.

Второй блок упражнений направлен на принятие себя. Мало получить достоверные сведения, необходимо выработать позитивную Я-концепцию. Она необходима для реализации своих возможностей, раскрытия своей индивидуальности.

Это такие упражнения, как «Мой портрет в лучах солнца», «Моя вселенная», «Ассоциации», «Здравствуй, я рад тебя видеть» и т.д. Каждый день я стараюсь начинать с упражнений на позитивный настрой, упражнения с зеркалом «Я люблю тебя и принимаю тебя такой, какая ты есть».

Упражнения на самораскрытие являются способом гармонизации внешнего и внутреннего «Я», и построением значимых отношений с окружающими.

Это такие упражнения, как «Конверт откровений», «Интервью», «Сильные стороны» и т. д.

Как ежедневное упражнение – это «Самоисповедь».

3.3 Управление эмоциями и чувствами.

5 этап: Самоконтроль и саморегуляция.

Управление эмоциями и чувствами включает в себя: контроль за своими эмоциональными реакциями, осмысление их, регулирование, т.е. нахождение способа саморегуляции, замена негативных эмоций позитивными.

Управление чувствами и эмоциями начинается с понимания своего эмоционального состояния, затем размышления над его источниками и причинами. (2)

Я едва начала осваивать этот этап самосовершенствования. Важную роль играет овладение приёмами расслабления, особенности своих эмоциональных реакций я анализирую с помощью тестов самопознания, рисунков, музыки.

Существует целый ряд способов саморегуляции – сознательного волевого управления внутренними процессами собственной психики, которые позволяют дать «выход чувству». Первая группа способов основана на психофизиологической разрядке, освобождения от отрицательных эмоций. Блокировать их нельзя, поэтому я использую такие способы: «Пустой стул», «Физическая разрядка», «Самоисповедь», «Релаксация». Снять негативное эмоциональное состояние мне помогает рисунок. Я анализировала рисунки методом «Цветописи». (Лутошкин А. М.)

Другая группа способов саморегуляции, которые я использую, - это вытеснение отрицательных эмоций и чувств положительными.

Замена негативных эмоций и мыслей созданным мной позитивным образом. Для меня действенно такое самовнушение: «Я уверена в себе, своих возможностях, я чувствую прилив энергии и оптимизма». Этот образ надо укреплять ежедневно для того, чтобы стать уверенным.

Я создала собственные формулы самовнушения, создающие положительный эмоциональный настрой: «Я уверена в себе», «Я спокойна», «Я не боюсь» и др.

Для пробуждения уверенности в себе, своих силах и замены негативных эмоций, я использую самопоощрение. Когда что-то получается, я говорю себе: «Молодец», «Ты можешь!», «Это хорошо, здорово!».

Приведу некоторые, используемые мной, психотехнические приёмы управления своими переживаниями. Упражнения: «Растворение чувства обиды», «Преодоление раздражительности», «Положительный настрой на день».

Психологическая характеристика рисунков.

Предметом анализа явились 46 моих работ, сделанных в разные возрастные периоды с 1999 года.

В символике моего рисунка отражаются внутренние конфликты, обусловленные, с одной стороны, кризисом переходного возраста, в котором я нахожусь, а с другой стороны – кризисными событиями в семье, классе, в личной жизни.

Изложение результатов психологического анализа носит описательный характер.

Центральное положение во многих рисунках, более ранних, до занятий психологией, занимает глаз, в различных исполнениях. В этой особенности, неосознанно проявленной на рисунке легко усмотреть проекцию моих психологических проблем – завышенная, самомнение, излишнее внимание к собственной персон.

Мой самый первый рисунок – «Забвение», передаёт всю палитру чувств, которые я ждала момент выразить. Как видим, смысл рисунка складывается постепенно, по мере того как один фрагмент дополняется другим, к ним присоединяться третий. Здесь присутствует много пересекающихся линий, штрихов, цветов и смысловых элементов, которые автономны. Автономия глаз, губ, бровей подчёркивается графически: лист разделён на фрагменты. Графические фрагменты отображают внутренние проблемы и преграды на тот момент жизни.

Рисунок «Несчастная любовь» передаёт бурю негативных чувств и эмоций через агрессивный красный цвет, преобладающие тёмные тона, резкие линии, выполненные с сильным нажимом, штрихи. Общее впечатление от рисунка – тревожное, гнетущее.

«Мои переживания» - этот рисунок отображает душевную боль, связанную с несчастьем, что выражается двумя акцентами. С одной стороны, жёсткие линии, изображающие паутину, усиливают негативное впечатление чёрным, зелёным и красным тонами. С другой, чувство безысходности и боли, передаётся через автопортрет.

Рисунок «Наедине с собой». Центральная фигура – силуэт женщины, в котором я подразумевала себя. Руки нарисованы без кистей, полузакрытое лицо, скрытая одеждой фигура. Эти элементы выполнены с сильным нажимом, отрывистыми линиями. Усиливает впечатление одиночества, покинутости, обособленности, пересекающие фигуру треугольники, как преграда между мной и внешним миром.

Занятия психологией помогли преодолеть некоторые внутренние проблемы и барьеры, у меня установилась относительно адекватная самооценка, больше выражаю не только негативные чувства.

Рисунок «Эмблема толерантности» - абстрактно и отражает моё представление об идеальных отношениях с окружающими меня людьми. Такие элементы, как сердечки, листья, воздушные потоки, солнечные лучи, идущие из центра, дополненные тёплой цветовой гаммой выражают позитивный, жизнеутверждающий настрой.

«Сила противоположности» - рисунок с философским контекстом. Он разделён горизонтальной линией на два фрагмента. Чёткие линии, лаконичность элементов – стремление к раздумьям, осмыслению жизни.

Рисунок «Размышления». Центральная фигура – автопортрет. Руки распростёрты, открытый взгляд, сочетаются с тёплой цветовой гаммой. Я представляю себя на рисунке толерантной, жизнерадостной, думающей.

3.4 Программа личностного роста, пути и средства её реализации.

6 этап: Саморазвитие.

Программу своего личностного роста я составила на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в моём идеале.

Опираясь на свои ближайшие цели я определила задачи самосовершенствования и пути и средства их реализации.

Задачи Пути и средства

самосовершенствования реализации

1. Формировать силу воли 1. Чётко и ясно осознать цель и стремиться достичь её.

2. Научиться находить способы выполнения волевого действия, мотивировать их.

3. Преодолеть внутренние препятствия.

4. Преодолеть внешние препятствия.

Чаще опираться на факты биографий, книжных героев, являющихся примером терпения, выдержки, силы воли.

2.Развивать усидчивость, Завести дневник личностного роста.

целеустремлённость, Научиться организовывать свою

организованность. работу: планировать свой день, уметь контролировать себя, овладеть навыками работы с литературой, готовится к урокам в школе, рационально использовать свободное время.

3. Развивать память Внимательно взглянуть на знакомый

и внимание предмет, затем, закрыть глаза, образно, ярко, представить его во всех подробностях. Затем открыв глаза, ещё раз посмотреть и определить, какие подробности были упущены.

Изученную таким образом вещь нужно попробовать нарисовать по памяти. После чего определить, что было не нарисовано.

Описать по памяти черты лица знакомого человека. Затем, наблюдая этого человека при встрече, уточнить не замеченные черты его лица.

Положить перед собой 7 – 15 мелких предметов, взглянуть на них, а затем по памяти описать их.

Осмотреть комнату, постараться запомнить всё, что в ней находится. Затем, закрыть глаза и воссоздать в подробностях образы увиденного в ней.

Вспомнить голос и интонацию какой-либо часто употребляемой фразы знакомого человека и попробовать с закрытыми глазами как бы вновь услышать её. Повторить эту фразу вслух, а при встрече с этим человеком сравнить «подлинник» с воспроизводимым воспоминанием.

Постараться хорошо разглядеть подброшенный и падающий предмет. Затем, описать его с наибольшей точностью.

4. Развивать терпимость, Памятка на развитие толерантности.

понимание, уважение по (см. Приложение)

отношению к другим людям.

5. Научится 1. Наблюдать за собой. Определить, контролировать свои какие эмоциональные проявления

эмоции и чувства, являются для меня типичными.

обдумывать поступки. 2. Овладеть такими способами взаимодействия с отрицательными эмоциями:

Принимать любое событие как посланное Богом для своей же пользы. Этот путь ведёт к здоровью и мудрости.

Научится отстранённо наблюдать возникшую эмоцию, чувствуя её распространение. Пассивное наблюдение за ней приводит к её уничтожению.

Дать возможность эмоции выплеснуться, не загонять её вглубь, а реагировать. Это светский метод, позволяющий сохранить своё физическое и психическое здоровье.

Овладеть способами сжигания отрицательных эмоций физическим усилием. (см. Приложение)

6.Открыть своё «Я», Сеанс самовоспитания – погружения в

принять себя, состояние телесного покоя в процессе

сформировать целостный самопознания. (см. Приложение)

образ «Я». Каждый новый день начинать с памятки на хорошее настроение. (см. Приложение)

.

Заключение.

1. Программа личностного роста помогла мне организовать свою деятельность и ускорить процесс самосовершенствования, раскрыла творческий потенциал. Я стала свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные. Проследить процесс самоизменения можно анализируя мои рисунки до занятий психологией и в процессе личностного роста.

2. Я на личном примере убедилась, что моё более терпимое отношение к окружающим людям, является следствием личностного роста. Для меня по-новому раскрылись грани межличностных отношений, повысился уровень эмпатии к окружающим меня людям.

Встретившись с другом, которого не видела год, он отметил произошедшие со мной позитивные изменения.

3. Я прикоснулась только к некоторым азам сложной и трудной науки самосовершенствования и поняла, что работа над собой – это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни, которую я выбрала.

Не верь в успех, если он представляется (тебе) совершенным, когда, преуспев, ты видишь, что многое ещё предстоит сделать, радуйся и продолжай путь свой, ибо многотруден и долог путь к подлинному совершенству. (Шри Аурубиндо)


Библиографический список.

1. Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания. М.,

2. Безант А. Изучение сознания. М., 1996 - 287с.

3. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990 - 247с.

4. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ

непосвященных. СПб., 1991 – 193с.

5. Бернс Л. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 –

6. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989 – 295с.

7. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы

самосовершенствования. Екатеринбург, 1998 –144с.

8. Горбунов Г.Л. Учитесь управлять собой. М., 1976 – 257с.

9. Гримарк Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987 286с.

10. Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить. Воронеж

12. Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983 – 256с.

13. Ковалёв А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967 – 293с.

14. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск,

15. Кочетов А.И. Самовоспитание подростка. Свердловск, 1967

16. Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. Л.,

17. Лободин В.Г. Путь к единству. Самоанализ и познание

внутреннего мира. СПб., 1996 – 250с.

18. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или

старшеклассники о них самих. М.,1990 – 251с.

19. Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности. М., 1991 –

20. Психология личности. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.,

Саморазвитие и самосовершенствование — неотъемлемая часть жизни любого человека, которые не желает оставаться на месте, а стремиться быть лучше, идти вперед, позвать новое, ставить перед собой еще большие задачи и достигать невероятных высот. Развитие – это основа жизни. Нельзя достигнуть чего-то большего, если сегодня быть таким же как и вчера.
Уверен, что многие из Вас это понимают, и именно желание развиваться и познавать себя привело Вас на этот сайта, и к этой статье.

Статья в тему:

Сегодня я расскажу про 10 действенных советов, которые помогут Вам совершенствоваться, развиваться, познавать себя и свои скрытые возможности. Скажу сразу, что данные советы – это не сухая теория, которая была взята с других источников и умело скопирована, это опыт, прежде всего мой опыт, мои знания, и то, что я проверил на себе. Пару лет назад, когда ко мне пришло осознание, что распивание пива и лузгание семечек на лавочке во дворе ведет к тупиковой ветви, я задумался о саморазвитии, о том, как мне начать новую жизнь, стать лучше, выйти на качественно новый уровень. Именно тогда я нашел в сети 10 советов самосовершенствования. Честно говоря, только сейчас понимаю, что я просто открыл первую ссылку и переписал все, что там было. По прошествии нескольких лет я могу дополнить эти советы, внести свои правки, описать личный опыт и то, как они мне помогли. Уверен, что каждому из Вас, кто действительно хочет быть завтра лучше чем сегодня, стоит прочитать статью до конца и взять на заметку мой личный опыт выложенный в качестве 10 советов.

1. Спите меньше
Ученые уже давно доказали, что для полноценного отдыха человеку нужно не более 6 часов здорового сна. В то время, как большинство людей спят по 8-10 часов, при этом просыпаются с чувством усталости и тяжести. Почему же так? В чем проблема? Все дело в том, что главное не количество сна, а его качество. Вы можете спать и 12, и 14 часов, но будете все равно чувствовать себя не удовлетворительно.
Режим – вот первое, что вы должны выработать в себе. Раньше я спал когда хотел. Ложился в 5 утра, просыпался в 14-15 дня. Бывало такое, что всю ночь вообще не спал, и только под утро засыпал. Мне этот режим нравился, но со временем пришло понимание того, что моя работоспособность падает, я становлюсь раздражительным, мне все не нравится. Тогда на глаза попалась статья о том, что самые оптимальные часы для сна – с 21-00 до 01-00. Именно тогда мозг входит в какую-то особую фазу и максимально отдыхает все тело. Я приучил себя ложиться в 21, максимуму в 22-00, и просыпаюсь в 3-4 утра. Очень редко выбывает, что я сплю до 5-6 утра.
Шесть часов – это оптимально. Мне данного времени хватает, чтоб выспаться и активно проводить весь день. А теперь представьте, что вы каждый день будете спать не 8, а 6 часов. В неделю таким образом экономится 14 часов, а в месяц уже 60. В год вы сэкономите 730 часов, что равняется целому месяцу. Только представьте, у Вас будет целый дополнительный месяц, который можно использовать куда более полезнее, чем просто спать.

Статья в тему:


2. Каждое утро выделяйте себе время
Вы должны выработать у себя привычку каждое утро уделять около часа на себя. Я не говорю о принятии душа, или других гигиенических процедурах. Нет, вы должны проснуться, подумать о себе, о своих планах на день, на месяц, на год, на жизнь в целом. Пофантазировать, визуализировать как вы достигаете поставленных целей. Лично я начал практиковать медитации, и это очень помогло мне структурировать свои мысли, побороть внутренний диалог. Включите спокойную музыку, наберитесь сил, осознайте что вы бесконечный источник возможностей.
А раньше было как? Звонит будильник, вскакиваешь, опаздываешь, быстро умываешься, на ходу одеваешься и хватаешь что-то перекусить. День начинается с хаоса, так он продолжается, так и проходит вся жизнь. В спешке, непонимании того куда и зачем мы бежим, почему все это происходит.
После того, как вы будете меньше спать, и часть времени уделять себе, то обязательно научитесь жить спокойно, наслаждаться моментом сейчас. Научитесь анализировать свои поступки, мысли, суждения, желания. Это уже очень большой шаг к началу серьезного самосовершенствования.

3. Расставляйте приоритеты
В жизни всегда есть важны вещи, которые нуждаются в первоочередном внимании, а есть что-то второстепенное, о чем не стоит волноваться в первую очередь. Как правило, мы часто эти понятия меняем местами, и совершенно не уделяем должного внимания важным вещам. Мы вечно гонимся за чем-то большим, так и не понимая для чего оно нам. А когда получаем, то осознаем, что это совершенно не то, чего мы хотели. И опять ставим перед собой ложные цели, занимаемся тем, что не приносит удовольствия для достижения этих целей. Сейчас я говорю о работе, которая Вам совершенно не по душе.
Выступая перед выпускниками Стэндфордского университета Стив Джобс сказал: «Каждое утро спрашивайте себя, если б это был последний день моей жизни, я б делал то, чем планирую заниматься сегодня. И когда несколько дней подряд ответ будет отрицательный, то задумайтесь над тем, что пора что-то менять».
Многие могут возразить, мол если я буду заниматься тем, что мне нравится, то откуда брать деньги, как зарабатывать? А почему вы откидываете мысль, что ваше любимое дело способно приносить хороший заработок? Посмотрите, самые большие деньги зарабатывают не те, кто работают, а кто просто получают удовольствие от высокооплачиваемого хобби. Сергей Брин, создатель компании Гугл, как-то сказал: «Для нас никогда не были важны деньги. Мы занимались тем, что действительно нравилось. Очень приятно, что в будущем это принесло нам хорошее состояние».
Совет один – хотите развиваться и совершенствоваться, хотите быть лучше? Расставляйте приоритеты, занимайтесь любимым делом.

4. Стимулируйте себя на позитивные мысли
Позитивное мышление и видение мира – еще один важный аспект развития человека. Помните, что позитивная мысль имеет огромную силу, она созидательна, она создает нас. Вспомните свое состояние, когда вы встретили друга, которого давно не видели, или когда узнали о каком-то радостном событии, или когда обняли любимую девушку, после нескольких месяцев разлуки. Это чудесные эмоции, светлый, чистые. А теперь вспомните самые негативные: злость, зависть, обиду, желание отомстить, ненависть. Даже когда читаешь эти слова внутри становится не по себе. Поэтому, нужно учиться думать позитивно.
Лично я использовал метод «резинки», о котором узнал еще пару лет назад. На запястье руки одел обычную канцелярскую резинку, и каждый раз, когда в голову приходила негативная эмоция, когда мне хотелось безосновательно злиться и ругаться, я натягивал резинку и щелкал ею о запястью. Таким образом не давал себе концентрироваться на негативе, и уходить вглубь «темной стороны меня». Со временем вы привыкнете думать только позитивно, и жизнь изменится кардинальным образом.

Статья в тему:


5. Улыбайтесь
С кем бы вы не говорили, как бы вы не говорили (по телефону или в живую), всегда улыбайтесь. Я не говорю, что это должна быть наигранная голливудская улыбка, но вы должны мило улыбаться, дав понять собеседнику о вашем хорошем и позитивном настрое. Если вы улыбнетесь человеку, то он тоже улыбнется в ответ.
Иногда так приятно, когда ты едешь в автобусе, и видишь, что на остановке стоит грустная девушка. И вот в один миг она смотрит на тебя, ты мило улыбаешься ей, она улыбается тебе в ответ и все. Возможно, вы больше никогда не увидитесь, но чувства остаются прекрасные.

6. Имейте всегда под рукой блокнот
Вы спросите зачем? Все очень просто. Когда вы позитивны, открыты для мира, хотите развиваться и совершенствоваться, то в вашу жизни, в вашу голову начнут приходить невероятные идеи. Возможно вы хотите начать свой бизнес, или усовершенствовать имеющийся. Несколько дней об этом думаете, и вот, едя в метро, на какой-то переполненной станции, когда все толкаются и гудят, вы пускаетесь в себя, в свои мысли и переживания. И именно в такой момент приходит гениальная идея. Что нужно делать? Правильно, записать ее. А как записать, если нет в сумке блокнота и ручки?
Вы никогда не можете предугадать ход свои гениальных идей. Поэтому, нужно всегда быть готовым к тому, что они придут в необычном месте и в самое странное время. Записывайте все, о чем думаете, все, что только припадает на ум.
У меня всегда лежит блокнот в спальне на комоде, чтоб только проснувшись записать сны. Очень часто во сне бывают интересные моменты, перечитывая которые я могу что-то начать думать, фантазировать, додумывать. Очень полезная штука, возьмите на заметку.

7. Планирование
Каждый вечер воскресенья посвящайте не развлекательным шоу, или просмотру сериала под пиво и чипсы, а планированию. Проанализируйте все то, что сделали за неделю, похвалите себя, поблагодарите Бога (не важно как вы назовете эту силу) за помощь, обдумайте планы и задачи на будущую неделю. Вам не нужно расписывать четкий план, ставить конкретные задачи. Просто для себя определите что вы должны сделать, когда, и главное зачем. И самое важное, если что-то пойдет не так, и ваши планы на неделю будут частично не выполнены, то не стоит расстраиваться. Если вы приложили максимум усилий, а не пролежали 7 дней на боку, то значит все хорошо, все произошло так, как должно произойти.

Статья в тему:


8. Больше общайтесь

Помните, что качество вашей жизни зависит и от общения с другими людьми. Старайтесь больше общаться, перенимать их опыт и знания. Если есть возможность посетить лекцию какого-то известного человека, то идите туда. Всегда узнавайте новое, всегда старайтесь открывать для себя до сегодня невиданные горизонты.
Общение с другими людьми нужно, но также обратите внимание и на общение с самим собой. Если вы уверены в себе и своих силах, настроены на позитивный результат, то обязательно добьетесь того, что задумали.

9. Главное цель, а не конечный результат.
Старый и мудрый Рокфеллер сказал: «Если ваша конечная цель деньги, то вы их никогда не будете иметь». Другими словами, вы не должны концентрироваться на деньгах, как результате вашей работы. Имейте более глобальные цели. Занимайтесь тем, что вы делаете исходя из пользы для общества и конкретно взятых людей. Тут мне сразу вспоминается интервью Марка Цукерберга, который сказал, что их цель была не заработок, они лишь хотели помочь студентам общаться, сделать их коммуникацию более доступной и быстрой. Что получилось в результате? Самая большая социальная сеть в мире, а Марк в 23 года стал самым молодым миллиардером. И даже сейчас он говорит, что не думал и не думает о деньгах. Его цель – улучшать Фейсбук, делать общение людей еще проще и еще доступнее.
Вы спросите, а что же деньги? Если вы занимаетесь любимым делом, делаете это не исходя из желания просто заработать, то деньги придут, обязательно, и их будет ровно столько, чтоб удовлетворить все ваши потребности.

10. Каждое утро смейся
Кто-то советует вызывать искусственный смех и смеяться перед зеркалом. Честно, у меня это совершенно не получалось, да и выглядел я глупо. Зато нашелся другой способ. У меня есть несколько десятков треков, которые вызывают улыбку, ассоциируются с чем-то позитивным. Каждое утро я их включаю, танцую, смеюсь и радуюсь.
Вы спросите, а зачем смеяться? Все просто, смех запускает множество полезных химических реакций в нашем организме, которые приводят нас в прекрасное и радостное состояние. Смех также приводит тело в состояние равновесия.

Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных качеств, навыков и свойств личности в индивидуальных интересах и целях. Т.е. под данным процессом понимается развитие некоторых способностей, которые способствуют субъективной успешности и освоению новых социальных ролей.

Главным в процессах самосовершенствования является ориентирование не на внутренних ощущениях, а на современных тенденциях, требованиях жизни и социума. Самосовершенствование человека может проходить в различных направлениях, например, развитие в нравственном, духовном или профессиональном направлении.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую, люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале.

Можно выделить 6 основных этапов самосовершенствования. На первом этапе определяется цель самосовершенствования. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции, саморазвитии.

С чего начать самосовершенствование? Существует несколько общих рекомендаций, на которых базируется успешное развитие и самосовершенствование.

Для того чтобы иметь возможность записать или сохранить идеи, приходящие в голову, следует всегда иметь при себе блокнот, планшет, диктофон или другое приспособление, направленное на сохранение информации. Следует выбрать для себя наиболее подходящую и актуальную тему и настроить мозг генерировать идеи относительно выбранной темы. Обязательно записывайте всё, что бы ни пришло вам на ум по данному поводу. Ваши мысли могут дать вам четкое представление того, что нужно сделать для улучшения качества своей жизни. Вследствие чего ваши намерения станут более серьёзными и действенными. Когда вы ощутите, что тема, с которой вы работаете, уже исчерпала себя, следует переходить к другой.

Следующим непреложным правилом на пути к самосовершенствованию и жизненному успеху является принцип «здесь и сейчас». Он заключается в совершении необходимых действий для искоренения привычки жить красивыми иллюзиями и мечтами.

Еще одна немаловажная рекомендация заключается в искусстве достигать большего небольшими шажками. Для достижения желаемого результата следует выполнять определённую часть от общей нагрузки каждый день. Данный прием легче рассматривать на примере занятий спортом. Вы хотите иметь красивую фигуру, поэтому для получения желаемого результата вам нужно каждый день совершать определённые упражнения. Только при таком условии появится ощутимый результат.

Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения навыков планирования. Поэтому нужно разбить свой день на несколько блоков, например, утро, обед, вечер и т.д. При помощи данного приёма можно без труда отследить, сколько времени требуется на выполнение той или иной поставленной задачи.

Постарайтесь общаться с людьми, вдохновляющими вас на свершения и подвиги. А вот от общения с индивидами, в сравнении с которыми вы и так много чего достигли, лучше отграничиться.

Для отличного самочувствия и превосходного внешнего вида необходимо довольно хорошо разбираться в следующих направлениях: здоровая пища, физические нагрузки, грамотная психическая саморегуляция.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к , они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Пути самосовершенствования личности

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше. Ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу – если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Больше смейтесь, особенно по утрам. Поднимайте улыбкой свое настроение, заряжайте бодростью организм.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: мечта, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, сила счастья, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма и душа. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

Способы самосовершенствования

Постоянное самосовершенствование – это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др. Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей. Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных. Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию. Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность.

Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете. Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт – это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег. Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом.

Направляйте свои силы на совершенствование своего характера. Важнейшим компонентом саморазвития являются мечты. Поэтому не забывайте мечтать. Ведь они способствуют более яркому представлению своей цели.

Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так. Природой заложена в человека необходимость и самосовершенствования. Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

Программа самосовершенствования

Программа самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия – определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование — это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены – это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

Профессиональное самосовершенствование

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками. Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей. Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов.
Профессиональное самосовершенствование – это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

Самосовершенствование педагога

Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.

Процессы самосовершенствования педагогов осуществляются во взаимосвязанных формах. К таким формам относят самовоспитание и самообразование, которые должны взаимно дополнять друг друга и оказывать влияние на характер работы личности над самой собой. Однако вместе с тем они считаются двумя относительно самостоятельными процессами.

Самовоспитание – это сознательный труд педагога по систематическому формированию у себя позитивных и ликвидации негативных качеств личности и свойств характера. Он происходит в трёх направлениях. Первое направление – это приспособление к требованиям педагогической профессиональной деятельности своих индивидуально-личностных особенностей. Вторым направлением является систематическое повышение компетентности в профессии. Третьим – непрерывное формирование социальных, нравственных и других качеств личности.

Профессиональное самообразование заключается в целенаправленной познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.

Приобретение знаний посредством самостоятельных занятий и является самообразованием, т.е. самостоятельным обучением. Самообразование – это один из главных аспектов на пути к самоопределению и самосовершенствованию личности, так как только посредством вхождения в культуру она создает такой идеальный образ своего «Я», который является своеобразным ориентиром в ее движении к лучшему себе.

К основным направлениям самосовершенствования педагогов относят:

— систематическое пополнение профессиональных знаний;

— совершенствование профессионального мастерства;

— расширение кругозора;

— нравственное совершенствование;

— физическое совершенствование;

— умение эффективно планировать рабочий день.

Стремление к самосовершенствованию

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

Не бойтесь совершенства, вам все равно никогда его не достичь. Эта фраза одного из великих людей, сказанная несколько веков назад лишний раз доказывает то, что люди во все времена стремились к идеалу. Развитие личности и самосовершенствование - это два спутника человека, которые сопровождают его на протяжении всей жизни. Как и любое живое существо, личность обязана развиваться. Любая остановка или регресс означают нравственную смерть. Поэтому сегодня так важно прилагать все усилия для того, чтобы ничто не мешало развитию и становлению человека как полноценной личности.

Способы самосовершенствования личности

Самосовершенствование – это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

  • самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;
  • программа совершенствования собственной личности;
  • сила воли и закалка характера.

Бывает и так, что многие люди не знают как достичь своего идеала, или попросту не хотят этого делать, т.к. состояние стабильности без какого-либо движения в сторону развития их устраивает. Кроме того, существуют и другие проблемы самосовершенствования личности. Их изучает такая наука как акмеология. В ее ведении находятся закономерности развития человека в период зрелости и при достижении наиболее высокого уровня совершенствования именуемым акме. Иными словами акмеологические основы самосовершенствования личности заключаются в активной творческой деятельности, саморазвитии, самовоспитании и огромном желанием их достичь. Главные свойства «акме» человека – это его креативность (в качестве способности к творчеству) и профессионализм. То есть творческая направленность на созидательную деятельность.

Каковы же пути самосовершенствования личности? Они заключаются в постоянной работе над собой и развитии своего внутреннего потенциала. Перечислим некоторые из них:

Книга как путь к самосовершенствованию личности

Прохождение данных этапов это далеко не все способы самосовершенствования личности. Огромную роль в этом постоянном труде играет литература. Причем лучше всего на пути к достижению идеала читать биографии великих людей, вошедших в историю своими достижениями, или же литературу, которую эти же люди и написали. Для полноценного самосовершенствования вашей личности рекомендуем вам следующие книги:

Наполеон Хилл – «Думай и богатей»

М. Норбеков – «Опыт дурака»

Э. Роббинс – «Исполин»

Роберт Кийосаки – «Богатый папа, бедный папа»

Д. Карнеги – «Как приобретать друзей»

Д. Аллан – «Как человек мыслит»

Л. Цзы – «Искуство войны»

Ошо – все книги

Зиг Зиглар – «До встречи на вершине»

Р. Бренсон - биография

Стив Джобс - биография

Махатма Ганди - биоргафия

Нельсон Манделла - биография

С. Кови – «7 навыков высокоэффективных людей»

Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон», «Иллюзии», «Единственная», «Мост через вечность»

Дипак Чопра «Семь духовных заветов», «Путь любви»

Джон Кехо «Подсознание может все»

Брайан Трейси «Достижение максимума»

Пауло Коэльо «Алхимик», «Вероника решает умереть», «Заир»

Спенсер Джонсон «Где мой сыр или познай свою мечту»

В. Синельников «Возлюби свою болезнь», «Сила намерения»

Питер Спенн «За семь лет от нищего до мультимиллионера»

Анхель де Куатье «Всю жизнь ты ждала», «Схимник», «Учитель танцев»

Джон Уайдер «Жить, чтобы жить»

Робин Шарма «Монах, который продал свой Феррари»

Помните – совершенство всего лишь одной личности может привести к совершенству всего мира.