«Зачем жуют добрана?» – этот вопрос может поставить в тупик любого, кто слышит его в первый раз. Те же, кто уже знаком с такими вопросами некоторых маленьких детей и ситуациями, в которых они появляются, лишь улыбнутся.

О чём идёт речь во фразе «Зачем жуют добрана?»

Несмотря на распространённое мнение о том, что подобный вопрос может задать только маленький ребенок, не обладающий ещё большим словарным запасом, многие из нас могут признаться в том, что иногда не понимают, о чём идёт речь в песнях или стихах. Вроде бы все слова понятны, а смысл уловить сложно. Так происходит из-за того, что наш слух вычленяет в устной речи знакомые комбинации, и мозг переосмысливает их. Этот эффект получил название ослышка, в английской версии – мондегрин. В отличие от омофонов, – слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание и смысл (порог – парок, бал – балл, плод-плот), ослышки могут формироваться там, где звуковое сближение различных слов сопровождается непониманием общего смысла в силу различных причин. Одни из самых популярных детских ослышек – заключительная фраза из большинства русских сказок: «И стали они поживать, добра наживать», интерпретируемое в «Добрана жевать» и «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», превратившееся в «Пусть бегут Неуклюжи». Самый известный взрослый вариант такого выражения – песня И. Саруханова «Скрипка-Лиса» или «Скрип колеса», причём в настоящее время она зарегистрирована под двумя названиями.

Маленькие дети чаще попадают в ситуации, когда незнакомая комбинация звукосочетаний подменяется формально знакомой. Например, К. Чуковский рассказывал о том, как читал своему сыну былину, в которой слова «Уж я Киев-град во полон возьму» были поняты ребёнком как «Уж я Киев-град в «Аполлон» возьму» («Аполлоном» назывался журнал, в редакцию которого его часто брал отец). Вопросы, возникающие у детей в связи с подобными ослышками, и задаваемые ими взрослым, часто вызывают недоумение, настолько они неочевидны для тех, кто всё расслышал правильно.

Подобные ошибки речевой коммуникации совершались и Ф. М. Достоевским, и А. Белым, и они вовсе не означают, что авторов следует упрекнуть в незнании грамматических конструкций. Поэтому ничего зазорного в том, что порой на свет появляются неведомые звери-«добраны», нет. Наоборот, намеренно неверное распознание фраз и отдельных слов зачастую становится фишкой тех или иных теле- или радиопередач или шоу-программ – приколы Н. Фоменко, юмористические выпуски «Уральских пельменей».

Вчера в нашей школе детишки писали олимпиаду "Русский медвежонок - языкознание для всех". Конечно, задания для 6-7 класса были посложнее, чем для третьего. Но и с ними ребенок справился неплохо. Надеюсь на хорошее место. Будем ждать результатов конкурса на официальном сайте "медвежонка".

Олимпиадные вопросы были интересные, и не такие дурные, как в прошлом году. Над многими ответами, конечно, пришлось поломать голову, но по крайней мере задания были логичные и именно по русскому языку, а не на не пойми какую тему, как тогда. Вот, зацените сами вопросы конкурса "Русский медвежонок" - 2016-2017 для 6-7 классов. Написала и наши ответы на них, которые считаю правильными.

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. Наутро после похода Костя был свеж как... .

Варианты:

А) помидорчик;
Б) морковка;
В) огурчик;
Г) петрушка;
Д) подсолнух.

Ответ: В. Наутро после похода Костя был свеж как огурчик.

2. Вот первые слоги двусложных слов: ба-, бе-, бу-, а вот вторые: -ран, -тон. Сколько слов можно получить, соединяя первые слоги со вторыми?
Варианты:

А) два;
Б) три;
В) четыре;
Г) пять;
Д) шесть.

Ответ: Г - пять: баран, батон, бетон, буран, бутон.

3. В каком словосочетании слово толковый обычно не звучит как похвала?

Варианты:

(А) толковая книга;
(Б) толковый человек;
(В) толковый коллега;
(Г) толковый словарь;
(Д) толковый справочник.

Ответ: Г - толковый словарь от слова толковать.

4. В каком из этих слов суффикс имеет не то значение, что в остальных?

Варианты:

(А) солоноватый;
(Б) лысоватый;
(В) староватый;
(Г) тепловатый;
(Д) виноватый.

Ответ: Д - Виноватый. В остальных словах суффикс имеет значение уменьшения.

5. Вот описание виртуальной зверушки в одной компьютерной игре:

Питается клубникой и блюдами из неё.
Самый настоящий сгусток энергии.
Ей очень сложно усидеть на одном месте.
Поэтому за ней нужен глаз да глаз.
Только отвернулся, а её уже и свет простыл!

В какой фразе есть ошибка?

Варианты:

(А) в первой;
(Б) во второй;
(В) в третьей;
(Г) в четвёртой;
(Д) в пятой.

Ответ: Д - в пятой. Не свет, а след. Только отвернулся, а её уже и след простыл!

6. Четыре из этих пяти слов сложные, а одно - нет Какое?

Варианты:

(А) козерог
(Б) единорог
(В) носорог
(Г) бегемот
(Д) дикобраз

Ответ: Г - бегемот. Все остальные состоят из двух слов: коза + рог, едино + рог, носо + рог, дикий образ

7. Подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, существительное. Какое слово, скорее всего, попало в этот список по ошибке?

Варианты:

(А) подлежащее;
(Б) сказуемое;
(В) определение;
(Г) обстоятельство;
(Д) существительное.

Ответ: Д - существительное. Существительное - это часть речи, все остальное - это члены предложения.

8. Родителей Бори зовут Лена и Лёня Если писать их имена не ставя точки над буквой ё то в некоторых падежах непонятно, о ком из них идёт речь. В скольких падежах?

Варианты:

(А) в одном;
(Б) в двух;
(В) в трёх;
(Г) в четырёх;
(Д) в пяти.

Ответ: Б - в двух, в дательном и предложном: (кому?) Лене - Лене, (о ком?) о Лене - о Лене

9. Миша читал в компьютере книжку, и текст отображался немного странно.
Над первой главой было написано Л, над второй - ЛЛ, над третьей - ЛЛЛ, над четвертой - Лк, а что было надписано над пятой главой?

Варианты:

(А) ЛК;
(Б) КЛ;
(В) кЛ;
(Г) К;
(Д) к.

Ответ: Д - к. Л - соответствует римской цифре I, ЛЛ - II, ЛЛЛ - III, Лк - IV, к - V

10. Давно, недавно, сейчас, скоро, нескоро. Этому ряду соответствуют идущие друг за другом события. Куда в этом ряду поставить только что?

Варианты:

(А) после давно;
(Б) после недавно;
(В) после сейчас;
(Г) после скоро;
(Д) после нескоро.

Ответ: Б - после недавно

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Рассказывают такую историю. Во время Сталинградской битвы кто-то из бойцов написал на стене дома, за которой шли бои: "Отстоим тебя, родной Сталинград!". Позже, когда бои закончились и город лежал в развалинах, мимо этой стены шла учительница. Увидев надпись, она добавила в одно из слов одну букву. Какую?

Варианты:

(А) и
(Б) а
(В) о
(Г) п
(Д) р

Ответ: Д - р. "Отстроим тебя, родной Сталинград!"

12. Предлоги за, перед, под, над и около могут использоваться в составе нераспространённых обстоятельств места: за городом, перед домом, под горой, над лесом, около школы. Четыре из них могут также использоваться в составе нераспространённых обстоятельств времени. А какой не может?

Варианты:

(А) за
(Б) перед
(В) под
(Г) над
(Д) около

Ответ: Г - над

13. В итальянских сказках действуют король и королева - re и regina. А как перевести с итальянского на русский язык zarina?

Варианты:

(А) царевна;
(Б) царица;
(В) царевич;
(Г) царина;
(Д) цесаревич

Ответ: Б - царица

14. Какое из этих названий предметов одежды и обуви образовано от названия части тела?

Варианты:

(А) варежка;
(Б) перчатка;
(В) сапог;
(Г) валенок;
(Д) платье.

Ответ: Б - перчатка, от слова перст

15. Изготовление тонкой витой золотой проволоки было медленной и нудной работой. А называлась эта проволока...

Варианты:

(А) сурдинка;
(Б) баклуша;
(В) просак;
(Г) канитель;
(Д) каракуль.

Ответ: Г - канитель.

16. К формам повелительного наклонения иногда присоединяется частица -ка. А может ли она просоединяться к формам единственного числа изъявительного наклонения?

Варианты:

(А) да, но только к форме 1-го лица;
(Б) да, но только к форме 2-го лица;
(В) да, но только к формам 1-го и 2-го лица;
(Г) да, но только к формам всех трёх лиц;
(Д) нет

Ответ: А - да, но только к форме 1-го лица;

17. Миша сочиняет рассказ. В какой-то момент в его рассказе должен впервые появиться грузовик. Какое предложение лучше подходит Мише?

Варианты:

(А) Грузовик на огромной скорости вылетел из-за угла.
(Б) Из-за угла на огромной скорости вылетел грузовик.
(В) На огромной скорости грузовик вылетел из-за угла.
(Г) Грузовик вылетел из-за угла на огромной скорости.
(Д) Вылетел грузовик на огромной скорости из-за угла.

Ответ: Б - Из-за угла на огромной скорости вылетел грузовик.

18. Вот 4 предложения:
1) В классе присутствовали практически все.
2) Сказка была практически готова, оставалось только придумать название.
3) К этому времени Бетховен практически потерял слух.
4) Проверить его теорию практически невозможно.

В каком из них слово практически можно понять в двух разных смыслах?

Варианты:

(А) в первом;
(Б) во втором;
(В) в третьем;
(Г) в четвёртом;
(Д) ни в каком.

Ответ: Г - в четвёртом.

19. Какое из этих слов объединяет ворону со шляпой?

Варианты:

(А) проглотить
(Б) проморгать
(В) прогулять
(Г) промолчать
(Д) прокаркать.

Ответ: Б - проморгать

20. Английский поэт Джон Харрингтон в своем стихотворении "Простая истина" справедливо отмечает:
______ не может кончиться удачей,
В противном случае его зовут иначе.
(перевод С.Я.Маршака)

Какое слово стоит в стихотворении на месте пропуска?

Варианты:

(А) поход;
(Б) мятеж;
(В) сонет;
(Г) побег;
(Д) сюжет.

Ответ: Б - мятеж

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Названия каких дней недели содержат звук [в]

Варианты:

(А) вторник, четверг и воскресенье;
(Б) только вторник и воскресенье;
(В) только четверг и воскресенье;
(Г) только вторник;
(Д) только воскресенье.

Ответ: Д - только воскресенье

22. В словах рис и рисунок представлено два разных омонимичных корня: рис и рис. Сколько разных корней представлено в словах водовоз и возводить?

Варианты:

(А) два: вод и воз;
(Б) три: вод, воз и воз;
(В) три: вод, вод и воз;
(Г) три: вод, воз и возвод;
(Д) четыре: вод, вод, воз и воз.

Ответ: В - три: вод, вод и воз

23. По мнению некоторых исследователей, одно русское слово обязано своим происхождением тому, что во французском слове couvert "закрытый" одна буква была...

Варианты:

(А) пропущена;
(Б) подчеркнута;
(В) перевернута;
(Г) напечатана два раза;
(Д) напечатана с ударением.

Ответ: В - перевернута

24. Дано предложение из стихотворения Бориса Пастернака:
Я рос, и вот уже жар предплечий.
Студит объятие орла.

Выберите вариант, в котором в правильном порядке
перечислены падежи существительных, входящих в этот фрагмент.

Варианты: А - им..род.вин.род

(А) им..род.вин.род.;
(Б) им.род.вин.вин.;
(В) им.вин.вин.род.;
(Г) вин.род.им.род.;
(Д) вин.вин.им.род.

25. Какое из этих слов может произноситься с ударением на первом слоге?

Варианты:

(А) выходя;
(Б) находя;
(В) походя;
(Г) проходя;
(Д) сходя.

Ответ: В - походя

26. Некоторые маленькие дети спрашивают родителей: "зачем жуют добрана". А о чём идет речь?

Варианты:

(А) о болезни;
(Б) о пире;
(В) о богатстве;
(Г) о доброте;
(Д) о детях.

Ответ: В - о богатстве. Когда родители читают детям конец сказки: "стали они поживать да добра наживать". Им слышится не добра наживать, а добрана жевать.

27. Замечательный бельгийский художник получил известность под псевдонимом Эрже, А его настоящее имя - ...

Варианты:

(А) Роберт Ван Ауденарде;
(Б) Жан-Пьер-Франсуа Ламориньер;
(В) Ян Тёнинк;
(Г) Рене Магритт;
(Д) Жорж Реми.

Ответ: Д - Жорж Реми

28. ____ звук, ____ ветер, ____ дыхание, ____ берег. Во всех этих словосочетаниях пропущены прилагательные, различающиеся только приставками. Восстановив общую часть всех прилагательных, определите, каков правильный порядок приставок.

Варианты:

(А) от-, по-, пре-, об-;
(Б) по-, пре-, об-, от-;
(В) пре-, по-, об-, от-;
(Г) от-, пре-, об-, по-;
(Д) по-, от-, пре-, об-.

Ответ: А - от-, по-, пре-, об- (отрывистый звук, порывистый ветер, прерывистое дыхание, обрывистый берег)

29. Сколько слов из списка
власть, впасть, лопасть, пасть, пропасть, спасть
можно понять как глаголы?

Варианты:

(А) одно;
(Б) два;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д) пять.

Ответ: Г - четыре: впасть, пасть, пропасть, спасть

30. По-сербски - крава, по-польски - крова. По-сербски - злато, по-польски - зуото. По-сербски - глава, по-польски - гуова. Даны еще 5 утверждений, из которых одно неверно. Какое? (Польские слова записаны в русской транскрипции).

Варианты:

(А) по-сербски брат, по-польски брот;
(Б) по-сербски клас, по-польски куос;
(В) по-сербски блато, по-польски буото;
(Г) по-сербски врана, по-польски врона;
(Д) по-сербски слама, по-польски суома.

Ответ: А - по-сербски брат, по-польски брот

Одна моя знакомая, сейчас уже имеющая внуков, вспоминает, что в детстве она горько рыдала, жалея бедного Рапунка (имя та­кое!), который чудился ей в строках А.С. Пушкина «И умер бед­ный РАБ У НОГ непобедимого владыки». Случай с этим самым РАПУНКОМ отнюдь не единственный. Она же рассказывает, что однажды очень насмешила своих родителей, приставая к ним с просьбой, чтобы ей спели песню «СОБАКОЙ НЕ ПОЛАЕШЬ». Ник-го такой песни не знал. И только гораздо позднее выяснилось, что речь шла о строчках « Что нежной страстью сама ко мне пыла­ешь» из «Неаполитанской песни».

Подобных примеров каждый может привести немало. Мы наде­емся, что с помощью читателей картотека наша значительно попол­нится: обычно память любого человека цепко хранит такие забав­ные случаи детства.

Переконструированию могут подвергаться не обязательно стро­чки стихотворных произведений. Один из жителей Ташкента рас-

сказал, что его маленькая дочь считает, что станция метро называ­ется не «Площадь Алшиера Навои», а «ПЛОЩАДЬ НА ДВОИХ» Пятилетняя Леночка, жительница Петербурга, убеждена, что есть станция метро под названием «ПЛОЩАДЬ С ХВОСТАМИ». Это ей слышалось каждый раз, когда автоматический голос произносил в вагоне поезда: «Следующая станция - площадь Восстания»).

Мы в состоянии зарегистрировать лишь ничтожную часть слу­чаев (в нашей книге речь идет о детях, но этот феномен известен и в речи взрослых), когда ребенок не замечает, что воспринимает те или иные фрагменты текста не так, как все. Выявляется это, если ребенок начинает задавать вопросы по поводу РАПУНКА или чего-то иного или же взрослый замечает какую-либо несообразность в передаче звучания.

Мы будем говорить здесь о деформации, которой подвергаются стихотворные и песенные тексты, хотя многое из того, о чем пойдет речь, может быть распространено и на тексты прозаические, а так­же на столь хорошо знакомые нам «ослышки» в наших повседнев­ных разговорах.

Отчего возникают подобные преобразования? У всех этих явле­ний есть глубокие лингвистические и психологические причины. Поистине, каждый слышит не то, что реально произносится, а то, что он в состоянии осмыслить.

Дети зачастую не понимают отдельных слов или выражений в тексте и иногда не вполне улавливают и содержание текста. «Пус­тота» может заполняться другим содержанием - ребенок реконст­руирует текст, внося в него приемлемый для него смысл. Звучание при этом может совсем не изменяться, изменяться незначительно и изменяться кардинальным образом.

Примеры окказионального восприятия, при котором звучание совсем не изменяется:

Что мы сажаем, Что мы сажаем,

сажая леса! САЖАЯ ЛИСА?

Сажая осмыслено как прилагательное к лисе, значение которо­го непонятно, зато грамматически согласование верное. Сгорю ли я в горниле страсти, Сгорю ли я в горниле страсти, Иль закалят меня напасти? Иль закалят меня НА ПАСТИ?

Это строчки из телевизионного фильма «Собака на сене», адресованного взрослым, но очень любимого детьми. Слово напасть ребенку еще не встречалось, а пасть -- встречалось часто. Не совсем, правда, понятно, как это можно кого-нибудь закалять на чьей-либо пасти, но ведь дети давно уже примирились с тем, что в речи взрослых полно несуразностей и не все можно понять до конца.

Стали они жить-поживать Стали жить-поживать,

Да добра наживать. И ДОБРАНА ЖЕВАТЬ.

Кто такой ДОБРАНА и зачем его жуют? Некоторые думают, что это чье-то имя. Наживать добра - устойчивое выражение, кото­рое часто встречается в сказках. Но немотивированность сочета­ния уводит ребенка от правильного понимания смысла слова, так как оно употреблено здесь в необычном для ребенка значении и в немотивированном с точки зрения современных норм языка роди­тельном падеже.

Сатана там правит бал. САТАНАТАМ правит бал.

САТАНАТАМ - существо, конечно, загадочное для ребенка, но не более, чем Сатана. Выражение править бал понятно лишь от­части. Получается, что одно неизвестное заменяется другим, не бо­лее того. Ударение на там, крайне невесомое, помогает слиться двум словам в одно целое.

В большинстве подобных случаев в речи ребенка происходит и звуковая перестройка текста, иногда сопровождаемая изменением его ритма и размера. Излюбленный детский стихотворный размер - хо­рей. Это показал еще К.И.Чуковский. Не случайно большая часть первых двусложных детских слов имеет ударение на первом слоге. Можно привести примеры перестройки стихотворений, сопровож­даемой изменением размера:

Маленькой елочке Елке холодно зимой,

Холодно зимой. Елку взяли мы домой.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Язык и ребенок. Лингвистика детской речи

С н цейтлин.. язык и ребенок.. лингвистика детской речи..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цейтлин С.Н.
Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. 15ВЫ 5-691-00527-8. В пособии рассмат

Лингвистика детской речи
Лингвистика детской речи - наука и молодая, и древняя одно­временно. Интерес к тому, как ребенок говорит, не ослабевает в те­чение столетий. Особенно он усилился в середине XIX в. Конец XIX - перва

Языковые правила и их усвоение детьми
Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языковых единиц

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность
риал (как сами языковые единицы, так и правила их использова­ния и конструирования) должен быть определенным образом упо­рядочен, поскольку «речевая организация человека никак не мо­жет просто равн

Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике
мально-структурными (например, запрет на образование сравнитель­ной степени прилагательных с суффиксом -СК типа дружеский}, лексико-семантическими (н

Детский лепет
Выражение «детский лепет» используется часто в переносном, метафорическом значении, когда говорят о какой-то несвязной, не­ясной речи, наивных, неубедительных рассуждениях. Что же пред­ставляет соб


^-число месяцев, звуковой комплекс. Вначале, как было отмечено, слоги по­вторялись многократно, но каждому повторению предшество­вала определенная пауза. Кроме да-д

Язык жестов
Жесты активно используются в нашем общении. В большинстве случаев они сопровождают устную речь, являясь ее атрибутом, сви­детельствующим о раскованности, непринужденности поведения. С помощью жесто

Как мать говорит со своим ребенком
В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, стар­шей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за деть­ми. В западных работах есть специальное слово саге§1уег - дос­ловно «то

Имитация и ее роль в усвоении языка
Даже младенцы способны подражать движениям губ и языка взрослых. У них можно вызвать подражание определенным звукам. Но вначале они должны видеть мимику взрослого, а позже, если уже произошло соеди

Разные пути освоения языка
Каждый ребенок постигает родной язык своим собственным пу­тем. Различия определяются объективными факторами. К основным относятся факторы биологические. Недаром лот педы так подробно рассп

Начальный детский лексикон
Переход от доречевой стадии к первым словам - серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассив­ном лексиконе насчитывается примерно 50-70 слов (по наблюде- 1

Андрюша А
0.10.03. НЯ-НЯ (ням-ням)- кушать. Произнес, когда его по­звали есть. 0.10.10. НА - когда дает и когда

Просит что-нибудь
1-00. ПАПА, МАМА, Б А - о бабушке, ДИДЯ - о дедушке, ПАЙ - просит что-нибудь (прежнее НА и

Таня К
0.11. МАМА, ПАПА, ДАТЬ. 1.00. НАДО, БАБА, НА. 1.03. ГЛГЛ - Саша (имя брата), АМ - кушать, БУХ, ПА -упало,НА - дай

Основные группы слов в речи маленького ребенка
14. Купанье 1. Окружающие ребенка лица мама папа баба - бабушка деда, дидя - дедушка

Низя, азя (с жестом), аи-аи

Низя, азя (с жестом), аи-аи
Обращает на себя внимание абсолютное преобладание слов из так называемого языка нянь, а в их составе - ономатопей, т. е. зву­коподражательных слов. Некоторые слова, которые широко упот­ребляются и

Овладение звуковой основой речи
Что мы понимаем под звуковой стороной речи? Когда говорим, ] производим в определенной последовательности звуковые единиц^, Самая длинная из них - фраза, границы которой обычно совпадают гра

КОСИ - косточка ДАНЯЙ - догоняй ГАЗИН - магазин
Трехсложные слова с ударением на первом и последнем слоге е всего сокращаются в соответствии с правилом редукции, т. е. 1 ускается с

Усвоение морфологии
С появлением первых слов ребенок вступает в новую фазу своЛ го языкового развития. Первое слово есть одновременно и первое высказывание - голофраза. Оно служит для обозначения глобаль­ной, никак ещ

Усвоение категории числа
Когда ребенок усваивает различие между один и не один! (Имен­но оно лежит в основе грамматической категории числа: для грамма­тики много - все, что больше одного.) Если принимать во в

Овладение падежами
Одна из трудностей, с которыми при освоении языка приходит­ся столкнуться ребенку, - шестичленная система падежей, каждый из которых обладает большой и разветвленной системой значений. Так, творите

Преды сшллст «зсшюрилуеппыи ридигельпыи, а не
нительный падеж, здесь сдублированный в функции прямого объек-та). В это же самое время Таня К. еще продолжает использовать замороженный именительный для других существительных «МАМА, ДАЙИКА!» -

Склонение существительных
К двум - двум с половиной годам почти любой ребенок уже мо­жет, конструируя свое высказывание, выбрать верно одну из суще­ствующих в нашем языке падежных форм в соответствии с требуе­мой семантичес

Усвоение категории рода
Лингвист А.Мейе, рассуждая о категории рода в различных язы­ках мира, назвал ее одной из наименее логичных и наиболее непред­виденных категорий. Это в наибольшей степени относится к рус­скому языку

Существительные существительные
Мужской род Женский род Мужской род Женский род брат сестра стол парта волк *заноз *орешка лиса (Мне заноз (Хочешь в палец вкусную

Прилагательные в речи ребенка
Что раньше появляется в речи ребенка: существительные, при­лагательные или глаголы? Или, точнее сказать, - слова, обознача­ющие предметы, действия предметов или признаки предметов? если

Цейтлин
ощутить эти глубинные языковые потенции и следовать им, не огщ, раясь ни на какие конкретные образцы. Знаменательно, что такой модификации может подвергнуться отнюдь не любое существитель­ное, а ли

Усвоение категории принадлежности
«Чьиу тебя глазки?» - этот вопрос ставил в тупик не одного ребенка. Они обычно не знают, что отвечать, а если им сообщают, что глаза у них мамины или папины, то очень огорчаютс

Образование глагольных форм
В период голофраз ребенок использует некоторое число слов, обозначающих действия. В основном это аморфные слова из языка нянь (ТПРУА, БАЙ-БАЙ, БО-БО, БАХ, ТОП-ТОП и т. п.). К глаго­лам они и

Усвоение глагольного вида
Существование в русском языке категории глагольного вида I серьезная трудность для того, кто его осваивает. Очень многие де^, ствия представлены не одним глаголом, как в других языках, а так называ

Усвоение возвратных глаголов
Частица -СЯ служит в русском языке для образования одних гла­голов от других, а также для создания формы пассивного залога. Механизм образования возвратных глаголов и прост,

Мы опираемся на теоретическую концепцию каузативности, изложенную в мо-н°графии «Типология каузативных конструкций» (1969)
ходный невозвратный глагол: «Кто это меня ПРОСНУЛ?» На воп­рос взрослого: «Зачем ты тут уселась?» - следует ответ: «Это папа меня У СЕЛ». Еще примеры того же рода: «Куда ты

Усвоение каузативных отношений
«Кто лопнул мой шарик?», «Его ушли с работы», «Погуляй ребенка» - выражения, которые иногда доводится услышать в речи взрослых. Правилами речи они не разрешаются, поэтому мы и вос­принимаем

Виды инноваций
Под детской речевой инновацией понимают любой языковой факт, зафиксированный в речи ребенка и отсутствующий в общем упот­реблении. В речи детей выявляются разные типы инноваций: слово­образовательн

Конструирование новых слов
В 1911 г., обращаясь к матерям и призывая их быть вниматель­нее к речи собственных детей, К. И. Чуковский писал: «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас -к

Посмотрюсь
Дети говорят: Я гармонил. Вагон деповал. Носок дырявеет. Он забыватель. Я конфету защекала. Ты меня всего

Велосипедист
Ребенок говорит: лампажур автовозилъ катобус Анечкин мост рецептека газон неделъник

Колготки
вертилятор виитолет гребло, везло {Дайте мне ВЕЗЛА, я буду вас везти.} гребесло обвинительный

Свирепый сенокосилка
полусадик паукина палъчатка пивала пиджама (Став взрослой, девочка объяснила, что это слово в ее сознании ка

Шахматы шифоньер экскаватор якут
кирпичный (ключ) плюни сцеплер дыракан часикать толпучка автоматный (сок) этажер топтутар трубдиспансер увраче пригробить Гуделъный парк вкол вошист

Расширение и сужение значений слов
Почти любое явление может быть обозначено с помощью не­скольких по крайней мере слов, различающихся степенью обобщен­ности. Различие в степени обобщенности можно определять по тому, какое число ден

Словесные замены
Употребление одного слова вместо другого - явление, хорошо нам знакомое. Оно встречается и в речи взрослых, особенно в тех ситуациях, когда они чем-нибудь взволнованы или очень спешат и не могут со

Интерпретация производных слов
Производное слово отличается от непроизводного тем, что оно связано по форме и смыслу с другим словом современного языка, которое по отношению к нему является производящим. Формаль­ная выводимость

Усвоение переносных значений слов
Крапива кусается? А как же она тогда лает? Вопрос ребенка в эпиграфе содержит упрек и даже скрытую по­лемику со взрослыми. Ребенок хочет сказать: «Эх вы, неразумные

Овладение фразеологией
Существование в языке фразеологизмов - словесных сочетаний, обладающих целостным значением, осложняет усвоение языка ре­бенком. Во-первых, фразеологизм по форме напоминает свободное сочетание обыкн



Средь бела дня на босу ногу сложа руки сломя голову
Устраняются и не вполне понятные предложно-падежные фор­мы. Не совсем ясно, например, с точки зрения современного языка выражение отложить про запас (про + винительный падеж

Овладение синтаксическими конструкциями
Первые детские слова есть одновременно и первые высказыва­ния ребенка. Он ведь не произносит слово просто так, а с помо­щью слов выражает определенные коммуникативные намерения, которые взрослый об

Субъект - время - предикат - прямой объект - объект-отпра­витель - локатив*
Из простых предложений мы строим сложные, когда требуется передать самые разные отношения между фактами - причинно-следственные, сопоставительно-противительные, временные, ус­ловные и т. п. Дети на


ментом самых различных по смыслу голофраз. Так, слово мама, произнесенное ребенком на этапе однословных высказываний, мо­жет иметь разный смысл: призыв к общению;

Маленькие лингвисты
...Начиная с двух лет всякий ребенок ста­новится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. (К. И. Чуковский) Одна и

Взяли мы домой
Вместо задумчивого дактиля - энергичный и четкий хорей. К.И.Чуковский привел в свое время пример перестройки «Онегина», где также знаменитый пушкинский ямб заменен веселым хореем: Дядя самых чес

Усвоение грамоты
Сколько пролито слез, сколько ссор и споров было в семьях по поводу ошибок в детских тетрадках! Дошкольнику еще что-то про­щается, но если уж ты стал первоклассником, будь добр - пиши грамотно, вед

Заключение
Вот мы и закончили наше небольшое путешествие в мир речи ребенка. Увы, многое еще в этом мире нам неведомо. Хотелось бы выяс­нить специфику овладения языком разных детей, но для этого нуж-

Лингвистика детской речи
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Зав. редакцией Т.Е. Слизкова Редактор И.К. Свешникова Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников

На одном из форумов я нашла интересный вопрос. Многие родители интересовались, почему дети спрашивают: Зачем жуют добрана?

Когда я узнала, кто такой добран и почему его едят, мне стало смешно.

У маленьких деток, да и у взрослых бывает такое, что они воспринимают прочитанное не должным образом.

  • К примеру, сказали из люка, а слышится и злюка.
  • Из мяты - измяты.
  • Несуразные вещи - несу разные вещи.
  • Немой - не мой.

Вариантов с большое количество.

Это явление называется омофония, и в Википедии есть статья об этом .

Вернемся к вопросу: "Зачем жуют добрана?"

Родители часто читают сказки . Мы с ребенком любим перед сном почитать книжку.

Как правило, литература со сказками всегда заканчивается добром.

Часто в русских народных сказках и не только произведение заканчивается такими словами: "стали жить и добра наживать".

Теперь берем и с помощью омофонии произносим "Добрана жевать".

Объясните ребенку, что добрана не существует, а что правильно нужно воспринимать добра наживать.

Что главные герои стали жить и хорошие поступки совершать.

Раньше я не знала про омофонию и тем более про Добрана.

Кстати, у нас с дочкой никогда не возникало подобных вопросов. Но теперь я точно смогу ответить на вопрос: "Зачем жуют добрана?".

"Зачем жуют добрана?" - о чем идет речь?

    С детства помню эту фразу И ДОБРА НА ЖИВАТЬ . Очень много книг читал, особенно сказок и поэтому эта фраза у меня до этих пор, мы когда маленькие, очень часто перефразируем много вещей, много слов и так далее. Тем более многим сказки читают на ночь, и уже почти спя дети могут слышать что угодно. Вот у детей и появилась эта фраза Зачем жуют добрана? . Что только детям не привидится и не слышится.

    Многие детишки, слушая прочитанные им сказки, воспринимают словосочетание Стали они жить-поживать и добра наживать, совсем по-другому. Приставку на в слове наживать они присоединяют к окончанию в слове добра и поэтому, ребятишкам слышится не добра наживать, а добрана жевать. Вот и весь секрет, почему дети спрашивают: Зачем жуют добрана. А вообще, это из серии известной книги Корнея Чуковского От двух до пяти, в которой очень много таких вот смешных детских выражений.

    Данный вопрос свойственен только меленьким деткам, которые ещ самостоятельно не умеют читать сказки и вс воспринимают на слух.

    Так, многие сказочные повествования заканчиваются стандартной и всем нам знакомой фразой:

    Малыш вычленяет знакомые ему комбинации, соответственно ему попадается знакомое слово живать, которое он воспринимает, как жевать. А поскольку добрана ему не известно, отсюда и возникает собственн сам вышеуказанный вопрос.

  • Ответим на вопрос зачем дорана жевать? так: для того, чтобы его было больше!

    Загадочный этот добран! Чем больше его жуют, тем больше его становится...

    А все потому, что дети чаще слышат в речи взрослых слово жевать, чем наживать - вот и слышат про таинственного добрана в сказке:).

    Вот такое задание можно встретить по русскому языку:

    Для начала нужно догадаться, что речь на самом деле идет о концовке многих сказок: остались они жить-поживать, и, как говорится, добра наживать. Ребенок же не всегда слышит так, как слышат взрослые, и вероятно, что многие малыши воспринимают фразу как Добрана жевать.

    Так, с этим разобрались. Теперь нужно понять, что имеется в виду под словом добро. Вероятно, под добром подразумеваются материальные ценности, которые, как известно, покупаются за деньги. То есть чтобы обживаться добром, необходимо быть богатым человеком. Из этого можно сделать следующий вывод: правильный ответ в задании - В) о богатстве.

    Маленькие дети (да и взрослые иногда, чего там скрывать) не всегда воспринимают произнеснный вслух текст так, как написанный. В качестве примера можно привести название (и восприятие первых строк припева) песни Игоря Саруханова Скрипка-лиса - отчтливо слышится Скрип колеса... - автор и сам неоднократно говорил об этом. В данном случае мы имеем дело с явлением омофонии , когда слова, фразы (или части слов или фраз) воспринимаются совершенно не так, как пишутся. Добрана жевать - это неверно распознанная детьми фраза Добра наживать, весьма часто использующаяся в русских народных сказках в качестве заключения.

    (Источник).

    Маленькие дети еще не сформировали корректную речь, а потому им порой кажутся невероятными слова в сказках, которые читаются вслух, да и мы порой слышим не то, что говорят, скажем, в иностранных песнях слышим матерные слова.

    Так вот, дети слышут:

    Да добра наживать,

    а им кажется:

    Добрана жевать.

    И закономерный вопрос: что за добран? Зачем его жевать? Тут можно пофантазировать и даже нарисовать этого Добрана. Заодно и посмеяться.

    Предполагаю, что маленькие дети недослышав чтко конец сказки И добра наживать, додумывают его сами). Как один из вариантов Добрана жевать).

    Думаю, что в данном случае речь идт о Доброте.

    Но это лишь мои предположения. Которые мне кажутся верными, потому как других объяснений у меня просто нет.

    Хотя вот ещ нашла в сети вот такую страничку. Видимо это из современных книг, которые я не встречала.

    Скорее всего детей смущает фраза Добра наживать. В их голове это звучит странно, поэтому они путают и считают, что кто-то собрался жевать добрана. Придется объяснить. А вообще детские перлы прикольные. Их мышление иногда восхищает.

    У многих детей вместо произношаемого Добра наживать слышится Добрана жевать. Очень часто многие сказки заканчиваются этой фразой

    Нужно объяснить ребенку, что такое добро и что обозначает слова наживать.

    Я своему ребенку объяснила, что хорошие поступки и вещи относятся к добру и герои сказок живут всегда добро.